То ли древняя пирамида, то ли буддийская пагода, то ли русский шатёр. Это удивительное сооружение похоже на всё, что угодно, но только не на привычную всем нам православную церковь. И тем не менее это храм — храм Святого духа в Смоленской области.
Росписи внутри оказались слишком оригинальными
Поэтому в чудо-церкви никогда не проводились службы — её не получилось освятить. Просто расписывал стены собственноручно нереальный Николай Рерих. На алтарной стене он, например, сделал вариацию своей картины «Царица небесная». Сами понимаете, от православных канонов это было оооооочень далеко.
К сожалению, увидеть весь этот рериховский креатив сейчас можно только на эскизах. Внутри храма росписи не сохранились. В советское время тут хранили зерно, ну и, конечно, ни фига не берегли. Хоть мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в храм цела осталась, и то счастье. Она тоже made of Рерих, и просто невероятно крутая — это надо видеть.
А располагается храм в бывшем имении князей Тенишевых
Оно занимало сразу два села — Талашкино и Флёново. И не случайно удивительная церковь появилась именно в этом месте. В усадьбе на рубеже XIX и XX веков образовался своеобразный художественный центр, то есть это было место арт-тусовки. Творческая богема того времени приезжала к Тенишевым, жила и творила у них в гостях.
В имении была необыкновенно творческая атмосфера. Вы только представьте — там жили и работали Репин, Врубель, Рерих, Стравинский, Шаляпин. И всё это благодаря удивительной женщине — хозяйке имения Марии Клавдиевне Тенишевой. Это она собирала великих вокруг себя. И не просто так, а с благой целью.
Она придумала себе миссию — возродить крестьянские художественные промыслы
Ради этого вместе со своими знаменитыми гостями устроила в усадьбе мастерские. Увы, они не сохранились до наших дней. А вот то, что создавалось в этих мастерских, сейчас можно увидеть в нарядном и почти сказочном теремке - он тоже расположен в имении.
Построена «модерновая» избушка по проекту художника Сергея Малютина
Домик получился столь удачным и эффектным, что специалисты определили его в шедевры русского малого зодчества, а смоляне — в символы всей своей Смоленской области. Ну, правда же, хорош.
Модерн у теремка и снаружи, и внутри. В его стенах выставлены работы мастеров Талашкино — и простых, и знаменитых. Всё как раз в стиле русского модерна рубежа XIX и XX веков — много разной красоты. Но самое-самое, пожалуй — расписные балалайки авторства того же Малютина. Это именно они произвели фурор на всемирной выставке в Париже в 1900 году.
В общем, местечко очень интересное и приятное. Да и от Смоленска недалеко совсем. Я бы с удовольствием ещё разок туда сгоняла. А вы? Понравилось?
Продолжение вот по этой ссылке. Начало же смоленских заметок здесь.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самые интересные истории о России!