Найти тему
Артëм Хохолев

Думал валяется норвежская ржавая посудина, но оказалось немецкий десантный катер

Всем привет друзья и удачи! Сегодня покажу одну из своих почти случайных находок следов войны в северной Норвегии - немецкий десантный катер Pionierlandungsboot (Pi.L.B.).

Останки Pionierlandungsboot (можно перевести как саперный (штурмовой) десантный катер) не нужным никому металлоломом валяются на берегу залива Langfjorden. Более точный ориентир - мост у дороги на аэропорт Хёйбуктмоэн, по пути из Киркенеса. Остановка и и стоянка автомобилей в данном районе запрещена как раз из-за аэродрома, на котором базируется не только гражданская авиация, но и Королевские военно-воздушные силы Норвегии. Более того, снимки дороги с гуглмобиля изъяты с карт на этом участке.

Впрочем, секретность в Норвегии дело весьма специфическое, именно подъехавшие военные на квадроцикле и с автоматами за спиной подтвердили теорию о немецком происхождении ржавого металла - однозначно на мой вопрос кивнув в его сторону:"tysk", т.е. немецкое. Уже в России местные историки однозначно вынесли вердикт - это останки немецкого десантного катера Pionierlandungsboot (Pi.L.B.), брошенного гитлеровцами в ходе советской наступательной Петсамо-Киркенесской операции осенью 1944 года.

Разрабатываться Pionierlandungsboot (другое, сокращенное название - Pilabo) стали еще в 1939 году. Если верить сайту Военно-морского архива Германии было выпущено несколько серий: от №39 до №43, в общем количестве 800 штук. Обычно Pi.L.B. имел длину от 15 до 19 метров, пару дизелей в качестве двигателей и мог нести до 40 тонн груза. Катера состояли из двух равных продольных половин, чтобы их можно было погрузить на железнодорожные вагоны для транспортировки (что одновременно улучшало живучесть на воде при повреждении). Последние серии десантных лодок могли вооружаться малокалиберным зенитным орудием.

Норвежские солдаты, видя мою фотокамеру, показали и валяющийся чуть дальше двигатель Sleipner, однако нет уверенности что именно он стоял на Pionierlandungsboot. Возможно, катер использовали как своеобразный паром для переправы через залив и после войны (мост был взорван отступающими немцами), однако есть сомнения, что он был брошен ржаветь норвежцами прямо на берегу.

Еще чуть дальше по берегу залива высятся руины каких-то укреплений или опор, обильно обмотанных ржавой колючей проволокой. Что именно здесь располагалось, я точно не выяснил, но вероятно останки строений являются частью немецкого укрепрайона HKB 999 Höibukten, прикрывавшего с земли аэродром Люфтваффе.

И в заключении отмечу, что подобные следы войны весьма часто встречаются в северной Норвегии - можно найти и танки, артиллерийские батареи с сохранившимися орудиями, упавшие самолеты и огромные укрепрайоны, вырытые в скалистых сопках. Рассказы и фотографии автора о них вскоре будут на канале "Кольский искатель", не пропустите!