Давайте посмотрим на вторую сторону конфликта (о психологии протестующих писала в предыдущей статье): на кающихся и встающих на колени «белых» американцев. Что вообще происходит? А происходит опять мазохистское склонение голов спасателей из чувства вины перед жертвами, которые уже из жертв переквалифицировались в агрессоров. «Белое» американское население добровольно пошло в роль жертвы. А это роль неблагодарная, а главное бесполезная. Никому от этого психологически и энергетически легче не становится, потому что такие смены ролей только усиливают ненависть бывших жертв, а затем вызывают ответную ненависть новых жертв. Расскажу, как это происходит.
Про процессы, возвращающие потомков к делам их предков, известно не только в рамках восточной философии и древних представлений о роде, но и вполне себе в современной западной психологии. В принципе это задача переосмысления деяний прошлого, и в этом много положительного с точки зрения развития осознанности. Как в масштабах отдельно взятой семьи, так и социума. История должна же всё-таки учить. Но, увы, часто не учит, потому что уроки не воспринимаются и новый уровень осознанности не достигается.
Самый мощный пример коллективной вины – это, конечно, немцы, переосмыслившие нацизм. Но вот и до темы рабовладения в США добрались. Хотя эта болевая точка и вина по поводу колонизации не вчера образовались. Вся позитивная дискриминация определенных слоев «белого» общества – это попытка восстановить «справедливость», и эта тенденция уже давно прогрессирует. Как сказали бы восточные мудрецы, это кармические последствия для всей Америки за совершенные в прошлом преступления.
Ну, казалось бы – полезно же? Пусть переосмысляют, каются, а ещё лучше предпринимают уравнивающие в правах меры. В чем проблема? Почему так дико выглядит это покаяние?
А выглядит это дико, потому что непропорционально и сильно сквозит спасательством жертв, которые спасены быть не хотят, а хотят сделать уже в ответ из спасателей своих жертв, проявив по отношению к ним агрессию. Акт энергетического вандализма, и, что самое главное, без всякого конструктива. Схема спасатель-жертва-преследователь всегда так работает. Вот уже надоело писать про эту тему, но она просто повсеместна.
И чем больше общество кается и впадает в коллективную самоуничижительную вину, читайте в жертву, тем больше другие слои общества, ощущавшие себя жертвой, используют это не для обретения новых реальных возможностей, а для реванша и проявления ненависти. Чем больше жертвенного раскаяния с одной стороны, тем больше бесполезного для всех отплясывания на костях с другой. Ненависть не проходит так, она усиливается. Вина спасателя поддерживает агрессию жертвы. Роли на некоторое время меняются. Но, так как любая жертва в такой схеме ищет реванша, попавшие в жертву «белые» через некоторое время (возможно, и долгое) возропщут и обрушат обратную ненависть на тех, у кого сейчас униженно просят прощения. Это психологический динамический закон, увы. И именно с этим связано постепенное возрождение нацизма в Германии и некоторых других странах (пока небольшое и преимущественно общественно порицаемое, но всё же). В США эта волна наступит тем быстрее и сильнее, чем мощнее сейчас провал. По сути один выбор Трампа как символа «белого истеблишмента» уже первые ласточки. А ведь это было ещё до всего этого.
Заметьте, меры восстановления социальной справедливости, конечно, нужны и важны. Но в жертвенную вину впадать при этом не следовало бы. Достаточно осознания случившейся несправедливости и создания платформы для исторически пострадавших слоев населения по обретению всех равных возможностей. А уже их выбор и ответственность – пользоваться ими или нет. Можно создать программы психологической реабилитации, потому что, как я писала в первой части этой темы (в предыдущей статье), нежелание и невозможность использовать предоставленные социальные лифты очень часто лежит глубже, чем на уровне отдельно взятой личности афроамериканца/индейца/или ещё кого-то из исторически пострадавших, во всей их родовой системе и генетических изменениях в связи с травмой рода. Но такие потенциальные и правильные меры, конечно, пока космос и фантазии. Хотя и полезные.
Американское общество уже давно предпринимает усилия для уравнивания в правах всех слоев населения. Безусловно, эти меры часто искажаются во все стороны, половинчаты и условны. Особенно при реализации на местах. Но конструктивный путь развития – это именно работа в правовом, образовательном и организационном поле. Но никак не стояние на коленях. Почтить память и признать историческую вину перед теми поколениями, кто действительно страдал в те времена – безусловно полезно. Дать возможности их потомкам получить равные со всеми права – тоже. Помочь им реабилитироваться психологически – было бы очень полезно. Стоять перед современниками на коленях – бессмысленно. Их сейчас притесняют отнюдь не так, как их предков. Часто им дают такой уровень поддержки, что это лишает их всякой мотивации развиваться.
На эту тему написано немало статей, книг и снято немало фильмов, сериалов. Один из последних и весьма художественный «И тлеют пожары» (название-то как в тему), где героиня Риз Уизерспун в образе достаточно успешной «белой» дамы не знает уже, как ещё угодить своей, казалось бы, менее успешной афроамериканской новой знакомой, а получает от неё одни лишь претензии из серии «Мы обвиняем вас за отсутствие травм, которые есть у нас» (это если вкратце про одну из идейных конструкций сериала). Так, кстати, бывает и когда представитель спасающей стороны не то что исторически, а и вообще никак не связан с травмами другой. Тогда жертва просто негодует на спасателя по принципу «Тебе хорошо, тебе не понять, и этим ты передо мной и виноват». Занавес, чистое искусство. Абсолютный перенос ответственности и локуса контроля вовне.
«А что на счёт существующего до сих пор расизма и куклус-клана?», – скажете вы. Так на коленях не они стоят. И это вопрос не всего «белого» населения, а отдельных его представителей. Это такое же нарушение закона, и с такими случаями надо разбираться отдельно, а не записывать в вину любого «белого» человека. Это тоже своеобразный расизм. Только обратный. Нации и расы не несут коллективной вины за отдельных своих представителей, когда в этом не участвует вся раса и нация. Вот тогда во времена освоения Америки практически вся участвовала, за это можно всей нацией попросить у тех (а не нынешних) афроамериканцев и индейцев прощения. А сейчас задача общества – останавливать любые преступления будь то индивидуальные или в рамках некоторых группировок. Так же как тоталитарные секты и прочие преступные элементы, не имеющие к расе и нации вообще никакого отношения.
Путь же коллективного посыпания головы пеплом – путь в круговорот ненависти, увы. А некоторые на нем ещё умудряются хайповать, делать деньги и зарабатывать политический капитал. Не говоря о том, что это опасно с точки зрения социальной и политической стабильности в целом. А нестабильность точно не принесёт ничего хорошего никому: ни потомкам рабовладельцев, ни потомкам их жертв.