Если брать период после окончания эпохи наполеоновских войн и вплоть до начала XX века, то немногим российским полководцам удалось закрепиться в памяти широкой общественности, исключение составляет, пожалуй, один генерал Ермолов. Один из таких генерал «почти забытых» военноначальников – генерал от инфатерии Иван Федорович Паскевич.
Сказать о нем стоит особо. Кроме очевидных военных талантов, Паскевич обладал уникальной способностью окупать и даже с прибылью проводить свои военные компании. В XIX века при войнах, которые вела Россия такой расклад был возможен только в Азии. В европейских компаниях, в которых участвовал Паскевич – Турецкая война (1828-1829, венгерская (1849) речь шла о контрибуциях в которых учитывались лишь издержки, понесенные правительством и подданными в ходе военных действий. А вот конфликт с Персией 1826-1828 годов закончился на иных условиях.
По условиям Туркманчайкского мира иранцы должны были заплатить более 20 миллионов тогдашних рублей – эта сумма втрое превышала расходы. Которые понес на ведение войны Иван Федорович Паскевич. На выплаты не хватало денег и в переплавку пошла дворцовая посуда и украшения персидского двора. Монеты же для контрибуции зачастую изымались из уж совсем старых сокровищниц и лишь приблизительно соответствовали номиналу, в основном по глазок по весу. А вот нумизматическая и историческая ценность этих монет зачастую превышала номинал в много раз. Паскевич организовал изучение полученных нумизматических ценностей при привлечении ученых из Академии наук.
Итогом стало составление пяти обширных коллекций –две из которых. Собственно, при Академии наук и е вторая отданная в Эрмитаж благополучно сохранились и сегодня. Увы, судьба еще трех собраний остается неизвестной.
А вот на оккупированной иранской территории русские войска вели себя достаточно дисциплинированно, Паскевич отличался щепетильностью в этом вопросе. Вот только война – эта война и все-таки неизбежно часть ценностей оседала в солдатских ранцах и за пазухой. Паскевич известен также тем, что выкупал у своих подчиненных ценные предметы, впоследствии, как правило посылая их в подарок Николаю I.
Именно таким образом к Паскевичу попал «меч Тамерлана» - последним владельцем меча Железного Хромца был незадачливый Гассан-бей, персидский полководишка, умудрившийся потерять реликвию при неудачном побеге из осажденного города. Меч потом нашли и выкупили у одного из солдат вспомогательных войск – далее он был передан в Гатчинский арсенал. Где точно находиться этот меч сейчас, как ни странно не известно…
Таким образом выдающийся военный деятель своего времени И.Ф. Паскевич, неожиданно выступил в роли собирателя произведений искусства, которые до сих пор можно наблюдать в музеях не только России но и других бывших союзных республик.
А уж если упрекать нашего полководца за не совсем честные приобретения… то можно вспомнить сколько нажила Западная Европа начиная со времен Крестовых походов.