«Вспомнить всё» Пола Верховена – классика мировой кинофантастики. Сложно найти человека, который бы не видел этот фильм, или хотя бы какие-то его сцены. В честь юбилея картины предлагаю прочитать 10 малоизвестных фактов о фильме, которые побудят желание пересмотреть его снова.
1. Фильма могло бы и не быть, если бы не жена Верховена
Арнольд Шварценеггер хотел поработать с Полом Верховеном ещё на «Робокопе», но кошелёк продюсеров оказался маловат для такой звезды. В конце 80-х Верховен и Шварценеггер встретились для обсуждения проекта «Вспомнить всё», однако изначально Пол отнесся к идее скептически. По его мнению, картину ждал провал. После того как Пол рассказал об этих переговорах жене, та категорически ответила:
«Ты должен снять фильм с Арнольдом»
Впрочем, это не первый случай, когда жена Пола помогла его карьере. До этого именно она достала из мусорного ведра сценарий «Робокопа», который туда отправил её муж, назвав его «тупым боевиком для подростков», и убедила Верховена взяться за этот проект.
2. От задумки проекта до его выхода на экраны прошло более десяти лет
Идея фильма про миссию на Марсе была придумана Рональд Шуссетом и Дэном О’Бэнноном в 1974-м году. Прославятся эти сценаристы лишь спустя 5 лет, другой культовой картиной по их сценарию – «Чужой» Ридли Скотта, а «Вспомнить всё» увидит свет лишь через 16 лет после написания первой версии сценария.
3. «Текучка» режиссёров и исполнителей главной роли
Кол-во вариантов сценария, которые были написаны для фильма не известно доподлинно, но их число точно не меньше сорока (!) штук. Немалую часть из них написал режиссёр Дэвид Кроненберг, прикрепленный к проекту. Стоит отметить одну деталь – во всех ранних версиях сценария чётко упоминалось что действие происходит в реальности, в отличии от итогового фильма Верховена, в котором «реальность» и «имплантированное воспоминание» сюрреалистично соревнуются между собой. С исполнителями на главные роли всё тоже было неоднозначно – до Шварценеггера считалось что главный герой будет «офисным клерком», а сыграть его могли Ричард Дрейфус, Уильям Хёрт, Джефф Бриджесс и даже Патрик Суэйзи.
4. Проект мечты Арнольда Шварценеггера
Арнольд Шварценеггер с самого начала хотел сыграть главную роль в фильме, однако продюсер Дино де Лаурентис всё время отказывал ему. Вот что сам актёр говорил по этому поводу:
«Я преследовал его годами. У Дино Де Лаурентиса были права, и он всегда будто бы говорил мне: «Шварценеггер, я хочу, чтобы ты был Конаном. Я не хочу видеть тебя во «Вспомнить всё». У меня есть Джефф Бриджес».
Железный Арни добился своего лишь в 1988-м году, после того как компания Лаурентиса была объявлена банкротом. Сценарий обошёлся ему и компании Carolco Picture в 3 миллиона долларов.
5. Минимум компьютерной графики
Пол Верховен хотел обойтись минимумом CGI эффектов. Снимали картину преимущественно на натуре (в Мехико) или в специально отстроенных декорациях. Вместо привычной современному зрителю компьютерной графики старались использовать визуальные и механические эффекты.
6. Женщина с третьей грудью
Безусловно, одна из самых известных сцен в фильме – сцена где герой Железного Арни встречает на Марсе проститутку с третьей грудью. Эту сцену в привычном для нас виде придумал Роб Боттин. В изначальном сценарии женщина, которую встречает Дуглас Куэйд, выглядела несколько иначе, как рассказывал Верховен:
«Я знаю, что у некоторых женщин есть, скажем так, не два соска, а четыре. Вроде как у собаки. Есть у них такое. Они действительно существуют, и я видел медицинские фото, когда учился в университете. Я это знал. И я хотел, чтобы в фильме была женщина с четырьмя сосками и четырьмя железами: двумя большими и двумя поменьше под ними. А Роб Боттин, как мне кажется, подумал, что это слишком реалистично для фильма. И, в общем, третья грудь, скажем так, лучше подходит картине.»
7. Сцена смерти Шерон Стоун подарила ей роль в «Основном инстинкте»
«Считай это разводом» - произносит Арнольд Шварценеггер прежде чем выстрелить в свою экранную супругу – героиню Шерон Стоун. Как говорил режиссёр картины, именно в этот момент увидел одну особенность, из-за которой он впоследствии взял Стоун в свой следующий проект – «Основной инстинкт»:
«Выражение лица Шерон меняется с «дьявольски злобного» до «самого милого из возможных» за секунды.»
8. Фильм перемонтировали для проката из-за слишком жестоких сцен
Изначально фильму был присвоен рейтинг X (21+) из-за сцен, содержащих «жестокость и насилие». Это убивало всякий коммерческий потенциал и надежды на широкий прокат. Полу Верховену пришлось потратить немало сил для того чтоб перемонтировать фильм до более-менее приемлемого рейтинга R (18+).
Больше всего пострадала сцена перестрелки в метро, в которой герой Арнольда Шварценеггера пользуется одним из пассажиров как живым щитом.
9. «Особое мнение» - ремейк «Вспомнить всё»?
Голливуд не был бы Голливудом, если бы после успешного проката картины не задумал бы продолжение. Права на картину выкупил Харви Вайнштейн, а главную роль должен был сыграть всё тот же Арнольд Шварценеггер. Пол Верховен изначально скептически отнесся к идее продолжения фильма и отказался в этом участвовать.
Некоторые наработки, которые были созданы Гэри Голдманом (одним из соавторов оригинального фильма) впоследствии использовал Стивен Спилберг при съемках фильма «Особое мнение» с Томом Крузом.
В 2012-м году вышел ремейк оригинального фильма. Впрочем, не будем о грустном)
10. Сон или реальность?
На протяжении всего фильма остаётся неясно, является ли всё происходящее с Дугласом Куэйдом реальностью, или же всё происходит лишь в его голове, а белый экран в конце – последнее что видит главный герой, прежде чем в реальности ему сделают лоботомию. Причем, разделила эта идея не только зрителей, но и авторов оригинального фильма. Арнольд Шварценеггер считает, что всё происходящее с его героем – реальность, а режиссёр фильма Пол Верховен отвечает так:
«Мы думаем, там было две реальности, которые существуют в одно и то же время»
Однако, сон это или реальность не так важно. Важнее то что и спустя 30 лет фильм выглядит более современно и оригинально, нежели большая часть того что мы видим сегодня на наших экранах. В недавнем интервью, посвященном 30-летию культовой картины Арнольд Шварценеггер сказал:
«Кино хорошо снято, когда даже через 30 лет ты смотришь его и чувствуешь то же, что и тогда.»
Лучше и не скажешь…
Подписывайтесь, ставьте лайки и пишите в комментариях, про какие ещё фильмы вам было бы интересно почитать.
Спасибо за ваше внимание!