К началу войны с Германией двухмоторные бомбардировщики СБ (сокращенно от скоростной бомбардировщик) составляли основу советской бомбардировочной авиации среднего радиуса действия. Эти самолёты прошли испытания боями в Испании в 1936 - 37 годах, где сражались с войсками Гитлера и Франко. В 1939 авиаполки на СБ приняли участие в боях с японцами у реки Халхин-Гол и с финнами во время сражений на Карельском перешейке. Во второй половине 30-х годов СБ – скоростной бомбардировщик, гордость советской авиации, недосягаемый по скорости для большинства истребителей того времени. Но авиация перед Второй Мировой войной так быстро развивалась, что к 1941 году самолёт устарел и мало отвечал требованиям войны. В 1941 году производство СБ было свёрнуто. Ему на смену шёл Пе-2.
СБ был создан в 1934 году, массовое производство началось в 1936-м. Разработчик – ОКБ Туполева, главный конструктор – А.А Архангельский. За время производства СБ модернизировался, прежде всего увеличивалась мощность двигателей. Последней массовой модификацией стал СБ-2М с двигателями М-103 (960 л.с.), который имел следующие основные характеристики:
Максимальная скорость – 450 км/ч, крейсерская – 370 км/ч, высота до 8000 метров, дальность – 2300 км, масса пустого – 4800 кг. Расчётная бомбовая нагрузка составляла 600 кг, но в авиаполках с началом войны СБ возили по 900 – 1000 кг бомб. Экипаж – 3 человека. Вооружение - по два 7,62 пулемёта ШКАС у стрелка-радиста и штурмана. Штурман спаренными пулемётами вёл огонь вперёд, а стрелок вверх и вниз назад. В полки в малых количествах поступали версии учебного самолёта УСБ и пикирующего бомбардировщика Ар-2.
В 1941 году авиаполки на СБ понесли большие потери, особенно от истребителей противника. В начале 1942 многие авиачасти перешли на более современный Пе-2, который стал основным бомбардировщиком Сталинградской битвы. Но СБ как боевому самолёту тоже было суждено внести свой вклад в победу под Сталинградом. На них летали экипажи только одной авиачасти - 10-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (10 гв. нбап).
10-й гвардейский был уникальным бомбардировочным авиаполком. Во-первых, это один из немногих полков, который получил звание гвардейский до Сталинградской битвы (в марте 1942). До этого он назывался 33-й скоростной бомбардировочный авиаполк. Этот полк принял участие в ВОВ с самых первых дней и тоже понёс большие потери. Но и противнику нанёс существенный урон. За успешные боевые действия во время сражения за Киев полк получил наименование Киевский.
Во-вторых, все ночные бомбардировочные авиаполки летали в то время на самолётах У-2 и только лётчики 10-го гвардейского выполняли боевые задания ночью на СБ. Переход на тактику ночных бомбовых ударов одиночными самолётами позволил полку до минимума снизить боевые потери. Особенностью полка было наличие экипажей, способных выполнять задания ночью и при сложных погодных условиях. Бывало, сажали самолёты в пургу и метель почти вслепую.
А в-третьих, как уже было сказано, только в этом полку остались бомбардировщики СБ. К началу Сталинградской битвы в полку было 21 СБ, а к 19 ноября осталось 13 . Большинство самолётов было с выработанным моторесурсом, но технической службе удавалось поддерживать их в исправном состоянии.
10-й гв. нбап в период Сталинградской битвы входил сначала в состав 271 ночной бомбардировочной авиадивизии, с 4 сентября перешёл в 272 нбад, с 10 октября – в состав 270 бад 8-й воздушной армии. Сначала действовал с аэродрома Сергиевская у реки Медведица, а с 11 августа перебазировался на аэродром Эльтон, откуда лётчики полка летали до конца Сталинградского сражения. Полк наносил бомбовые удары по противнику как непосредственно в окрестностях Сталинграда, так и далеко за Доном.
Целями были железнодорожные станции, дороги, скопления войск, переправы, аэродромы противника. Но, в отличии от экипажей Пе-2, бомбардировку производили с малых высот до 1500 метров, а иногда атаковали транспортные колонны буквально с бреющего полёта ниже 100 метров высоты. Ночными периодическими налётами одиночными самолётами изматывали войска противника. При ночных бомбардировках экипажи первым заходом сбрасывали осветительные бомбы, а вторым и последующими сбрасывали боевые, обычно ФАБ-100. Стрелок и штурман пулемётами подавляли зенитки и прожекторы. Много полётов производили на разведку в интересах фронта, которые могли выполнять только опытные экипажи.
Опытные лётчики, прошедшие весь путь полка от западной границы до Сталинграда, составляли костяк полка. Ефремов, Бочин, Скляров, Сидоркин и другие пилоты десятки раз пробивались сквозь шквальный зенитный огонь, умели выходить из лучей прожекторов, не раз сажали повреждённые самолёты прямо в поле даже ночью при свете только посадочных фар.
Вот как описывал ночной налёт на занятую противником станцию Садовая в Сталинграде В. С. Ефремов, впоследствии дважды Герой Советского Союза: "Ещё километров за пять до станции самолёт схватили прожекторы и вели его цепко в своих лучах. Маневрировать было не к чему. Самолёт был уже на боевом курсе. Вокруг него густо ложились взрывы зенитных снарядов. Хотя я привык к этому, но с каждым разрывом нервы напрягались до предела, и с этим ничего нельзя было сделать. Каждая клетка сложенного для жизни организма отчаянно протестовала против ненужной, насильственной смерти. <...> Точно держит самолёт боевой курс. Чувствую, как открылись створки бомболюков, как самолёт вздрогнул, освободившись от бомб, и не теряя времени выскальзываю из лучей прожекторов. Отскочив в темноту ночи, осматриваюсь. На станции что-то горело, а прожекторы по прежнему рыскали по небу."
Случались и катастрофы. В ночь на 19 ноября аэродром Эльтон заволокло снежным циклоном. Видимость была ниже всех минимумов даже для опытных пилотов 10 гв. нбап. Но командование требовало вылета на разведку войск противника. Командир полка гвардии майор А. К. Головин не стал рисковать экипажами и вылетел на разведку погоды сам, вторым членом экипажа был радист В.Е. Егоров. Вскоре радист передал слова командира полка: «Облачность 50 метров, видимость 500 метров. В облаках сильное обледенение. Полёты запрещаю». Через полтора часа было сообщение о возврате на аэродром. Но самолёт не вернулся. Разбитый СБ Головина был найден на краю лётного поля. Головин погиб, радист получил тяжёлые травмы.
За время Сталинградской битвы 10-й гвардейский авиаполк выполнил 1223 ночных боевых вылетов. Потери составили 5 самолётов в боях и 3 в катастрофах. Пополнение полк получил в количестве 9 машин, которые прибыли из других авиачастей с уже большим налётом. Таким образом, 10 гв. бап стал одним из последних в ВВС, летавших на бомбардировщиках СБ. После окончания Сталинградской битвы полк получил новые боевые машины – американские двухмоторные бомбардировщики Бостон Б-3.
Спасибо за внимание! Понравилась статья - лайк не будет лишним, а подписка на канал карман не оттянет.