Среди множества самолетов поставляемых по ленд-лизу поставлялся и новейший американский истребитель "Мустанг".
Причем поступил в СССР самый первый "Мустанг", который поставлялся в Англию. Всего пришли 10 машин. Англичане решили, что из-за двигателя V-1710-39 самолет не пригоден для действий в Европе, его характеристики не раскрывались на высотах выше 4 км.
На самолет ставили "Элисон" V-1710F3R (V-1710-39), он имел мощность 1150 л. с., развивал максимальную скорость 623 км/ч, практическая дальность составляла 1891 км, скороподъемность 584 м/мин, потолок составлял 9555 м, был вооружен 2 12,7-мм пулеметами под двигателем, двумя 12,7-мм и четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыльях.
Последние английские "Мустанги" I прибыли в СССР 14 мая 1942 г. Летом того же года его испытали в НИИ ВВС, на нем летал Голофастов. Летчик не смог достичь скорости 600 км/ч, на номинальных оборотах мотора самолет уступал Як-7Б на 10 - 50 км/ч. "Мустанг" уступал в скороподъемности советским и немецким машинам. Проигрывал он и по времени виража на малой высоте и радиусу разворота.
Ситуацию не спасали и 8 пулеметов.
Большую часть "Мустангов" направили в 6-ю запасную бригаду, где использовались в качестве учебных, в частности на пяти машинах учился личный состав 1-й перегоночной дивизии.
Три "Мустанга" в августе 1942 г. направили на войсковые испытания в 3-ю воздушную армию Калининского фронта.
Две машины попали в 5-й гвардейский истребительный авиаполк, который имел на вооружении ЛаГГ-3. Летали на самолетах комполка дважды Герой Советского Союза Зайцев, будущий дважды Герой Советского Союза Попков и Онуфриенко.
Попков потом вспоминал, что "Мустанг" был тяжелый, как утюг.
К слову, летчик Емельяненко тоже вспоминал, что Ил-2 был хорошо управляемым утюгом.
Американские самолеты получили отрицательную оценку. Хотя она развивала большую скорость (на испытаниях в Англии "Мустанг" обгонял на малых и средних высотах "Киттихаук", "Аэрокобру" и "Спитфайр"), она была тяжела и плохо маневрировала, для взлета нужен был длинный разбег. Ни разу машина не побывала в бою, вскоре на истребителях повредили винты и за неимением запасных самолеты сдали назад.
Сыграло свою роль и маленькое количество поставленных самолетов.
В СССР официально не поставлялись P-51D, но в ЛИИ в Кратово попали отремонтированные самолеты, которые садились на вынужденные посадки. Отметили легкость пилотирования для летчиков средней квалификации. Из-за большого веса у него была хуже скороподъемность и горизонтальная маневренность, он быстро разгонялся и хорошо пикировал. На высотах выше 5000 м "Мустанг" превосходил немецкие и советские истребители. Но на малых и средних высотах он не блистал, как и "Мустанг" поставленный в 1942 г.
По моему мнению, упущен был вариант использования "Мустангов" как штурмовиков, конечно, как Ил-2 их использовать было нельзя. Только один заход с пологого пикирования. В таком случае американец мог использовать свои пулеметы, можно было подвесить и крепления для реактивных снарядов.
Для боев на малых и средних высотах "Мустанг" I как истребитель подходил слабо, даже "низковысотный" мотор не спасал. Единственным вариантом было связаться с производителем и доработать самолет для боев на малых и средних высотах. Поставить нормальный низковысотный двигатель повышенной мощности. Вместо 8 пулеметов, можно вполне поставить четыре пушки, ракетное оружие и подвески для бомб.
Поэтому "Мустанги" и не заинтересовали советских военных.
Спасибо за прочтение.