Кино в СССР, как известно, являлось важнейшим из искусств. Ну, потому что с его помощью можно было быстрее и эффективнее доносить до широких масс государственную идеологию. Привело это к тому, что почти все советские фильмы так или иначе относились к пропаганде и преследовали цель вдолбить в головы зрителей какую-то мысль, будь то моралите о вреде пьянства или восторг о заботливой коммунистической партии. Этим текстом начну-ка я цикл обзоров на те советские фильмы, которые хоть и снимались в политических пропагандистких целях, все же до сих пор интересны для просмотра.
Люди с конскими телесами
Фильм «Кентавры» вышел в 1978-м году. По жанру это политический детектив о военном перевороте в Чили.
Выбранный демократическим путём президент латиноамериканской страны пребывает в оптимистической уверенности, что ему удастся провести серьёзные реформы и улучшить жизнь своего народа. Но он быстро сталкивается с сопротивлением богатых людей, реакционеров, фашистов и прочих тёмных сил, которые никаких перемен вовсе не хотят. Страна опускается в хаос, здесь безостановочно совершаются теракты, безнаказанно совершаются преступления, а сторонники разных политических взглядов вот-вот развяжут гражданскую войну. «Наведение порядка» становится поводом для военного путча, во главе которого встаёт неулыбчивый генерал.
Скромная пропаганда
У режиссёра Витаутаса Жалакявичюса получилась на удивление скромная пропагандиссткая картина. В ней не называется ни место действия, ни имена реальных исторических личностей. Августо Пиночета в фильме называют генералом Пином, а президент Сальвадор Альенде на экране существует вовсе безымянным. При этом совершенно понятно, что нам показывают именно чилийские события, причём показывают довольно точно. Ну, только однобоко.
Военная хунта – ставленники богатой верхушки. Это при том, что на деле генерал Пиночет был выходцем из средних слоёв, и скорее уж Альенде можно было отнести к богачам. Противники Альенде показаны сплошь вырожденцами, мотивированными лишь презрением к бедникам. Хотя на деле, сопротивление экспроприациям законно нажитого имущества, которые проводил чилийский президент, вполне объяснимы.
Напротив, Альенде показан прекраснодушным романтиком, обаятельным мечтателем, вся проблема которого заключалась в том, что он оказался не готов к жёстким действиям. Хотя в действительности известно – действовал чилийский популист не без оглядки на советскую Москву, а на предвыборную кампанию ему выделялись деньги из бюджета СССР. При отъёме предприятий и частных сельских хозяйств он держался вполне жёстко.
В советской прессе в военном перевороте в Чили винили в основном США, поддержавшие хунту. Но фильм скромен и в этом. Лишь только в самом начале, на титрах, даётся намёк на то, что бучу в Чили затеяла Америка и конкретно ЦРУ, чтобы не допустить появления у себя под боком новой Кубы. Ну, а кому нужно соседство с нищим государством с диктатором-коммунистом во главе (Альенде собирался наделить себя особыми полномочиями ).
Опять же, по советской традиции о смерти чилийского президента говорили, что он якобы был застрелен предателями в своём дворце. Иногда поминали американцев - чуть ли не агенты ЦРУ расстреляли неугодного политика. На деле много лет позже было доказано, что Альенде застрелился сам из подаренного ему автомата, как и объясняла его гибель чилийская военщина. К чести Жалакявичуса, он и здесь не пошёл на поводу у советской пропаганды и не стал показывать кровожадных реакционеров, терзающих тело прогрессивного политика. Смерть Альенде показана им в «Кентаврах» на удивление деликатно и таким образом, чтобы не встать на сторону ни одной из версий.
Зачем это смотреть?
Ради актёров! В «Кентаврах» собрано множество звёзд советского кино и театра. Чилийского президента играет Донатас Банионис, генерала Пиночета – Евгений Лебедев, верного соратника Альенде - Регимантас Адомайтис, его неверного коллегу – Валентин Гафт, тайного агента под прикрытием – Михай Волонтир. В небольших ролях снялись Юозас Будрайтис и Кахи Кавсадзе. Кроме того, фильм интересен хроникальными кадрами, которые во множестве вмонтированы среди постановочных сцен.
А вот как политический триллер «Кентавры» смотрятся очень плохо. Фильм сумбурен и очень недружелюбен к зрителю – вы рискуете просто ничего не понять, если перед этим не почитали об истории Чили. И это понятно, ведь снимались «Кентавры» с расчётом на то, что смотреть его будут люди, уже прокаченные советской прессой.