Найти тему
Кирилл Вишнепольский

5 платьев русских императриц: смотрим на талии, считаем гербы

Оглавление

Коронационное и подвенечное — два главных платья венценосной женщины в её жизни. Давайте посмотрим, какими были эти наряды у самых ярких российских правительниц.

Венчальное платье великой княгини Екатерины Алексеевны, 1745 год

Глазет, тафта, полотно, тюль, серебряное шитье, китовый ус. Оружейная палата, Москва
Глазет, тафта, полотно, тюль, серебряное шитье, китовый ус. Оружейная палата, Москва

Раз в заголовке я упомянул талии, то начнём с самого выдающегося примера такого рода. В описании этого экспоната Оружейная палата даже оговаривает отдельно: объём талии — 51 см, объём груди — 79 см. В аннотациях к платьям других императриц музей эти параметры не упоминает.

Справедливости ради, будущей Екатерине Великой в момент свадьбы с краткосрочным императором Петром III было всего 16 лет. И незадолго до этого она перенесла тяжёлое воспаление лёгких, о последствиях которого в мемуарах писала так: «Я исхудала как скелет, выросла; лицо мое, все черты стали длиннее, волосы лезли, и я была бледна как смерть».

Коронационное платье Екатерины II, 1762 год

Парча, шёлк, кружева, серебряная нить, серебряный позумент. Оружейная палата, Москва
Парча, шёлк, кружева, серебряная нить, серебряный позумент. Оружейная палата, Москва

33-летняя императрица сохраняет прекрасную форму, но украшение её платья теперь — не талия, а гербы Империи. Вышитые золотом двуглавые орлы — по всему периметру (даже на лифе их восемь штук!). Принцесса из захудалого немецкого княжества Ангальт-Цербст, за три месяца до этого скинувшая мужа с трона, определённо чувствовала слабость позиций. И всем своим видом сообщала: Екатерина и Империя — едины.

Так Емельян Пугачёв показывал соратникам «особые царские знаки» на своём теле (то были просто родимые пятна, но ведь прокатило же).

Коронационное платье Екатерины I, 1724 год

Шёлк, канитель, серебряная нить. Оружейная палата, Москва
Шёлк, канитель, серебряная нить. Оружейная палата, Москва

А вот платье другой Екатерины, Первой — супруги Петра. Современники нелестно отзывались о внешности императрицы. Немецкая маркграфиня Вильгельмина Байретская писала: «Она была мала ростом, толста и черна. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения».

Аристократка как будто умирала от зависти к «выскочке».

Впрочем, Пётр любил свою жену не за внешность: Екатерина была ему первым другом, советчиком и утешителем. В манифесте от 15 ноября 1723 года, которым народу объясняли права Екатерины Алексеевны на титул императрицы, Пётр специально напомнил о её самоотверженном поведении в Прутском походе 1711 года.

Коронационный наряд Екатерины, изготовленное в Берлине платье из пунцового шелка, «превзошёл все ожидания», пишет Оружейная палата: «особое великолепие костюму придает виртуозное шитьё серебром, в узоре которого присутствуют короны, цветочные гирлянды и стилизованные фонтаны-каскады».

Коронационное платье Елизаветы Петровны, 1742 год

Парча, шёлк, позумент золотный, китовый ус. Оружейная палата, Москва
Парча, шёлк, позумент золотный, китовый ус. Оружейная палата, Москва

В этом платье младшая дочь Екатерины и Петра, 32-летняя Елизавета Петровна 25 апреля 1742 года заняла российский престол .

Перед нами иллюстрация принципов стиля «рококо» в женской моде: утончённость и намеренное искажение естественных линий человеческого тела. Юбка шириной 480 см поддерживается фижмами, каркасом из китового уса.

Чтобы дама могла пройти в дверь, такие фижмы оснащали шарнирами. Сдавил юбку локтями — и вуаля.

Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 год

Парча, шёлк, нить серебряная, жемчуг, кружево, шёлковая лента. Оружейная палата, Москва
Парча, шёлк, нить серебряная, жемчуг, кружево, шёлковая лента. Оружейная палата, Москва

14 мая 1896 года в Успенский собор в этом платье вошла последняя из длинной череды германских принцесс, занимавших трон Российской империи — Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. В православии Александра Фёдоровна, супруга Николая II

Ирония истории: если наряд первой императрицы Екатерины шили в Берлине по немецкой моде, то платьем немки Аликс занималась петербургская мастерская Ольги Бульбенковой и оно было решено в «русском стиле» — с декоративными откидными рукавами и силуэтом сарафана. Вышивали эту красоту монахини московского Ивановского монастыря.

Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 кг (а с 7-метровой мантией — все 23 кг, как хороший скафандр). Увы, и все эти старания, и её древнерусские платно и бармы на костюмированном бале 1903 года, не обеспечили Александре Фёдоровне любви подданных.

Тоже интересно: о подвигах Екатерины I в Прутском походе 1711 года читайте в этой публикации У&З.