Коронационное и подвенечное — два главных платья венценосной женщины в её жизни. Давайте посмотрим, какими были эти наряды у самых ярких российских правительниц.
Венчальное платье великой княгини Екатерины Алексеевны, 1745 год
Раз в заголовке я упомянул талии, то начнём с самого выдающегося примера такого рода. В описании этого экспоната Оружейная палата даже оговаривает отдельно: объём талии — 51 см, объём груди — 79 см. В аннотациях к платьям других императриц музей эти параметры не упоминает.
Справедливости ради, будущей Екатерине Великой в момент свадьбы с краткосрочным императором Петром III было всего 16 лет. И незадолго до этого она перенесла тяжёлое воспаление лёгких, о последствиях которого в мемуарах писала так: «Я исхудала как скелет, выросла; лицо мое, все черты стали длиннее, волосы лезли, и я была бледна как смерть».
Коронационное платье Екатерины II, 1762 год
33-летняя императрица сохраняет прекрасную форму, но украшение её платья теперь — не талия, а гербы Империи. Вышитые золотом двуглавые орлы — по всему периметру (даже на лифе их восемь штук!). Принцесса из захудалого немецкого княжества Ангальт-Цербст, за три месяца до этого скинувшая мужа с трона, определённо чувствовала слабость позиций. И всем своим видом сообщала: Екатерина и Империя — едины.
Так Емельян Пугачёв показывал соратникам «особые царские знаки» на своём теле (то были просто родимые пятна, но ведь прокатило же).
Коронационное платье Екатерины I, 1724 год
А вот платье другой Екатерины, Первой — супруги Петра. Современники нелестно отзывались о внешности императрицы. Немецкая маркграфиня Вильгельмина Байретская писала: «Она была мала ростом, толста и черна. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения».
Аристократка как будто умирала от зависти к «выскочке».
Впрочем, Пётр любил свою жену не за внешность: Екатерина была ему первым другом, советчиком и утешителем. В манифесте от 15 ноября 1723 года, которым народу объясняли права Екатерины Алексеевны на титул императрицы, Пётр специально напомнил о её самоотверженном поведении в Прутском походе 1711 года.
Коронационный наряд Екатерины, изготовленное в Берлине платье из пунцового шелка, «превзошёл все ожидания», пишет Оружейная палата: «особое великолепие костюму придает виртуозное шитьё серебром, в узоре которого присутствуют короны, цветочные гирлянды и стилизованные фонтаны-каскады».
Коронационное платье Елизаветы Петровны, 1742 год
В этом платье младшая дочь Екатерины и Петра, 32-летняя Елизавета Петровна 25 апреля 1742 года заняла российский престол .
Перед нами иллюстрация принципов стиля «рококо» в женской моде: утончённость и намеренное искажение естественных линий человеческого тела. Юбка шириной 480 см поддерживается фижмами, каркасом из китового уса.
Чтобы дама могла пройти в дверь, такие фижмы оснащали шарнирами. Сдавил юбку локтями — и вуаля.
Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 год
14 мая 1896 года в Успенский собор в этом платье вошла последняя из длинной череды германских принцесс, занимавших трон Российской империи — Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. В православии Александра Фёдоровна, супруга Николая II
Ирония истории: если наряд первой императрицы Екатерины шили в Берлине по немецкой моде, то платьем немки Аликс занималась петербургская мастерская Ольги Бульбенковой и оно было решено в «русском стиле» — с декоративными откидными рукавами и силуэтом сарафана. Вышивали эту красоту монахини московского Ивановского монастыря.
Платье с 4-метровым шлейфом весило 10 кг (а с 7-метровой мантией — все 23 кг, как хороший скафандр). Увы, и все эти старания, и её древнерусские платно и бармы на костюмированном бале 1903 года, не обеспечили Александре Фёдоровне любви подданных.
Тоже интересно: о подвигах Екатерины I в Прутском походе 1711 года читайте в этой публикации У&З.