Найти тему

"Два года в Москве отработал - трёх дочек выдал замуж без долгов." Рассказ Бахтиера - таксиста, родом из Узбекистана.

- Я работал год на стройке, один выходной в неделю, и то давали не всегда. Всё, что связано со строительством и отделкой, я всё могу. Дом возле Ферганы строил для семьи своими руками.
Когда старшей стало 19 лет, она общалась с парнем. Мы её засватали и решили играть свадьбу.
Девочку выдать замуж - разоришься! Свадьбу сыграть стоит не меньше 50 миллионов сум...
- Бахтиер Яшинович,- я посмотрела в приложение "Яндекс-такси",- а 50 миллионов сум - это сколько в рублях?
- В рублях точно не скажу, это чуть больше пяти тысяч долларов.
- Не так и много для свадьбы.
- Это колоссальная сумма для Узбекистана. В моём родном городе средняя зарплата - 70 долларов, и то пойди найди!
- И как люди тогда свадьбы играют?
- Кредиты берут, продают машины, скидываются все вместе, на заработки едут. Я могу, например, пойти к брату и сказать: плати за то и за это, купи то и это. Но и он мне может сказать то же самое! Это называется взаимовыручка.
Когда я выдавал
замуж старшую, я взял у брата в долг, он отдавал деньги, что скопил под строительство дома. Он сказал: бери деньги, играй свадьбу. Но, будь так добр, мне их отдай. Мне дом надо новый строить, я так долго копил. Я обещал. Не расписок, ничего,- одно честное слово.
Я поехал на стройку в Москву. Очень плохо говорил по-русски. Это сейчас могу два слова связать, а тогда - два слова на русском, пять - на узбекском. Смешно вспоминать!
Зарплату платили еженедельно, и раз в неделю давали выходной. Через семь месяцев я отдал весь долг. Не вылезал из вагончика! Питался кое-как, никуда не ходил, не ездил, новых штанов себе не купил, но
выдал старшую замуж и расплатился.
Полетел домой, месяц отдыхал дома. Вошёл во вкус московской зарплаты,- смеётся Бахтиер.- Я решил поехать снова - две дочки подрастают, их надо замуж. А, у меня ещё два сына есть. Взял с собой на работу старшего.
Работал-работал, случилась беда. Я упал с лесов, сломал эти две кости... Как это называется?
- Плечевая кость и ключица.
- Сломал плечо и ключицу. Экстренную помощь мне оказали, я поехал домой лежать. Лежал месяца полтора, вставал за стол да в туалет. Я боялся спиться, запрещал себе пить алкоголь. Я понимал, что со сломанной рукой и болями я уже никакой не строитель.
Тогда друг мне посоветовал: иди работать в такси. У меня права с 19 лет. Я поехал на заработки снова. Поработал год - выдал замуж ещё двух дочек. И опять без долгов.
Бахтиер радостно потёр руль рукой.
- Бахтиер Яшинович, а зачем такие жертвы? Нельзя ли просто совершить никях, расписаться в ЗАГСе и не играть пышную свадьбу?
- Нельзя, ты что! Соседи не поймут, родственники заклюют. Спросят: совсем, что ли, нет хлеба в твоём доме, что ты девочек замуж выдаёшь, как корову продаёшь? Нельзя так, нельзя.
Водитель призадумался и замолчал.
- Хотя вот что скажу. У меня есть вторая жена. Она татарка, мусульманка, россиянка. Вдова с двумя сыновьями. Но я женился на ней только тогда, когда выдал замуж всех своих дочек. Жену содержать деньги нужны, ты сама понимаешь. Вот на второй брак таких сумм не надо. Я ей платье на никях подарил, цветы, колечки и серёжки, которые она захотела. Пошли в мечеть, а потом накрыли стол - только для самых близких. Она умница, для женщины ум важнее красоты, я так считаю.
- А сыновей женить - это тоже большая свадьба нужна?
- Нужна, но пусть сами зарабатывают. Я их всех вырастил, пять детей, всем больше двадцати лет. Имею я право хоть на старости лет пожить для себя?
- Конечно.
- Спасибо, девушка. И я так думаю.
Прибыли на пункт назначения, я расплатилась по карте.
- Можно записать, что Вы рассказали?
- Пишите, с меня не убудет,- рассмеялся Бахтиер и взял самсу из пакета.
- Вот визитка, это мой друг. Заходи к нему - у него очень вкусные лепёшки.
- Он тоже на свадьбу детям зарабатывает?
- По ходу, да,- широко улыбнулся водитель.