1. «Верь всему, что говорят взрослые, просто потому, что они старше. Это не обсуждается». Каким образом у детей будет развиваться личность и индивидуальность, если им не разрешают самим приходить к каким-либо выводам?
2. Ошибаться — это плохо. Выросший с такой установкой ребёнок не будет менять своё мнение, даже если ему предоставят множество доказательств, просто потому, что он не хочет или боится признать, что его изначальная позиция была неправильной.
3. «Думаешь, тебе плохо в школе? Ты ещё даже не работаешь». «Не придумывай, это пустяки». «Да что ты можешь знать о проблемах». Не говорите детям, что их проблемы — это незначительная мелочь. Всё это отдаляет вас от ребёнка, заставляет его чувствовать, что его эмоции не важны и он не может расчитывать на вашу поддержку — а значит, делиться чем-то важным с вами не обязательно. Проблемы не должны быть «взрослыми», чтобы быть серьёзными и важными.
4. «Он дёргает тебя за косички или обзывает? Значит, ты ему нравишься». Такие фразы пугающе близки к «Бьёт — значит любит» — и с раннего детства приучают детей, что ожидать жестокости от тех, кому вы нравитесь, нормально, и что насилие — это способ выражения чувств (спойлер: это не так).
5. «Тебя обижают? Не реагируй, и тебя оставят в покое». В таком случае возможно лишь два исхода: либо над ребёнком продолжат издеваться, либо найдут другую цель и переключатся на неё. Чем раньше ребёнок научится, что постоять за себя можно и нужно, и что его обидчики поступают неправильно, тем менее вероятно, что он сам начнёт задирать других, когда станет старше и сильнее.
6. Жалобы = неблагодарность. Не могу сосчитать, как много раз мне говорили заткнуться, когда я на что-то жаловался, потому что мне стоило быть «благодарным, потому что у меня от рождения есть много всего, о чём другие не могут и мечтать». Да, я рад, что родился не в голодающей семье где-нибудь в Африке, но это не означает, что нужно остановиться и не пытаться делать свою жизнь лучше.
7. Заставлять детей обнимать/целовать родственников. Все эти «поцелуй тётушку, ты же её любишь» зачастую никак не связаны с тем, что ребёнок на самом деле чувствует — но его заставляют действовать определённым образом. Из-за этого у него могут возникнуть проблемы не только с общением, но и с личными границами. Вы всегда можете предложить ребёнку это сделать, чтобы он научился различать, в каких ситуациях такие действия уместны. Но заставлять идти на физический контакт не стоит.
8. «Он(а) младше тебя, не ругайся». «Ты же старше, веди себя соответствующе». Я думаю, не стоит давать младшим детям (в семье, в садике или в школе) ощущение безнаказанности. Разумеется, это не касается совсем маленьких детей, и речь не идёт о насилии и оскорблениях, но идея «младший всегда прав» приводит к отчуждённости старшего ребёнка и может избаловать и привести к ухудшению поведения младшего.