Найти тему

Магия или психология: почему нельзя гадать?

Оглавление
Фото с сайта: https://ikigarism.com, автор неизвестен.
Фото с сайта: https://ikigarism.com, автор неизвестен.

Так уж сложилось исторически, что человек - существо беспокойное. Богатый опыт провалов и катастроф предыдущих поколений влияет на наше подсознание так же, как и наш личный негативный опыт. Этот феномен определил и описал когда-то французский ученый Жан Батист Ламарк, а чуть позднее изучил и развил в своих трудах Карл Густав Юнг, преломляя эту теорию в русле психоанализа. В данном случае, речь идёт о "генетической памяти", "память рода" и "коллективном бессознательном".

Коллективное бессознательное — это совокупность универсальных личностных проблем и реакций, которые возникали и могут возникать у человека во все времена, начиная с первобытно-общинных, заканчивая новейшим временем.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Это дремучая память поколений, зашифрованная в виде образов в нашем подсознании.

Карл Юнг выделил две доминанты коллективного бессознательного, между которыми скользит человеческое сознание. Один полюс - это инстинкты, представляющие собой природу или материю (физическое). Противоположная доминанта - это как раз архетипы или универсальные идеи, представляющие собой область духа (психическое).

Противостоять захватывающему сознание влиянию образов (архетипов), человек может только после осознания факта, что в его поведении имеется иррациональная составляющая. Попытки отрицать или иным образом вытеснить из сознания иррациональную часть только усиливают позиции бессознательного.

Архетипы зашифрованы везде: скользят красной нитью в народном фольклоре, прослеживаются в наших иррациональных страхах (страх темноты, высоты, глубины, неизвестности).

Архетипов, согласно Юнгу, бесконечное множество. Особенно смыслоемкие, мощные архетипы определяют формирование харизматичных личностей и даже целых народов. Архетипы представляют собой точки зрения или позиции, управляющие нашим поведением и протеканием психического процесса, как индивидуального, так и коллективно-исторического.

Страх перед непознанным, непостижимым и неподвластным человеку - перед судьбой, роком, магией - это тоже архетип.

Нам спокойнее, когда мы вооружены знанием о "невидимом враге" или "неопределённом будущем". Наше сознание стремится заполнить слепые зоны понятной и близкой для нас картинкой. Ибо, неизвестное, непознанное - страшит, там притаился враг, который готов ударить в любой момент. Отсюда появляется стремление найти и поставить на место недостающие фрагменты паззла: мы мистифицируем и фантазируем, достраивая реальность в своём сознании. Нам кажется, что имея больше информации, мы будем иметь и защиту: предупреждён, значит, вооружен, но это так не работает.

Получая сакральное "знание" в виде предсказаний, зачастую, мы ступаем на скользкую дорожку другого психологического феномена под названием самоисполняющееся пророчество. Этот эффект психологи называют еще эффектом Розенталя или эффектом Пигмалиона.

В чём его суть? Как правило, человек получает предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге предсказанное неизбежно оказывается верным.

Под влиянием страха, злости, надежды и других эмоций, которые человек испытывает, получая пророчество, он бессознательно меняет своё поведение, что и приводит в конечном итоге к исполнению предсказания.

Идея самоисполняющегося пророчества была развита социологом Робертом Мертоном из ставшей классической в социологии теоремы Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям».

По словам Р. Мертона, человек действует не столько на основании объективной ситуации, сколько основываясь на значении, которое он сам ей придаёт. То есть подключается эмоциональный аспект человека, получившего пророчество. А личные ожидания и убеждённость во многом определяют характер наших действий и интерпретацию действий окружающих.

Примеры из фольклора, книг и кинематографа

В повести Александра Грина «Алые паруса» бродячий сказитель Эгль, глядя на игрушечную яхту с парусами из обрезков красного шёлка, пообещал маленькой Ассоль, что когда-нибудь за ней приедет принц на корабле с алыми парусами и увезёт её в своё далёкое, прекрасное королевство. Ассоль очень тронули слова Эгля, и это сделало её мишенью для насмешек окружающих. На много лет она застряла на причале, высматривая алые паруса на горизонте. А оказавшийся в её городе капитан Грэй увидел красивую девушку на берегу и влюбился в неё. Узнав от горожан о «предсказании» для Ассоль, Грэй установил на корабль паруса алого цвета и приплыл за девушкой, таким образом исполнив пророчество.

В серии книг о Гарри Поттере, ещё до рождения главного героя, было сделано предсказание: "Грядёт тот, у кого хватит могущества победить Тёмного Лорда… Рождённый теми, кто трижды бросал ему вызов, рождённый на исходе седьмого месяца… и Тёмный Лорд отметит его как равного себе, но не будет знать всей его силы… И один из них должен погибнуть от руки другого, ибо ни один не может жить спокойно, пока жив другой…" Услышав краем уха первые два предложения (оставшееся слуга тёмного Лорда просто не успел подслушать, так как его поймали), Волан-де-Морт, очень боящийся смерти, решает убить ребёнка. Однако под условия пророчества подходили и родившийся 30 июля Невилл Долгопупс, и родившийся 31 июля Гарри Поттер. В качестве своей жертвы злодей произвольно выбирает Гарри, но, поскольку коварный план детоубийства с первого раза не удался, Тёмный Лорд преследует Гарри на протяжении многих лет. Оставляет шрам на его лбу (то есть "отмечает его, как равного себе", как реальную угрозу), который в будущем становится чуть ли не символом для людей, сплотившихся против его произвола. Вынужденный защищать свою жизнь, мальчик, лишившийся родителей в ту злополучную ночь, много тренируется и становится всё сильнее, а у Волан-де-Морта заканчиваются козыри в рукаве. Это в конечном итоге и позволяет пророчеству сбыться.

В стихотворном произведении А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге", волхв предрекает князю смерть от его коня. Олег пугается и отсылает "боевого товарища" подальше от себя. Слуги о нем заботятся, но конь все равно умирает, возможно, тоскуя по хозяину. Олег, любивший своего коня, но страшащийся исполнения пророчества, решает, что опасность миновала. И приходит к месту захоронения, чтобы почтить его память. Из черепа выползает змея и жалит князя Олега. Таким образом, князь, отослав коня, сам запустил цепь событий к исполнению данного пророчества.

Кто смотрел фильм ужасов "Ключ от всех дверей", поймёт лучше всех, каким образом реализуется эффект Пигмалиона в жизни. Там главная героиня, умница, красавица, не верящая в магию, попадает в дом к странной бабушке, практикующей своеобразную, малоизученную магию Худу. Прокатный слоган фильма предупреждает: "Поверишь - умрёшь". Так вот, бабуля всеми силами пытается обставить все так, чтобы жертва поверила в эту магию: подбрасывает разнообразные штуковины, косвенно подтверждающие злонамеренное колдовство в сторону главной героини, всячески деморализует свою жертву, провоцируя ситуации, в которых ну просто не возможно во все это "страшное колдунство" не поверить. Итог: жертва ломается, начинает верить в мистику происходящего вокруг, и своими последующими действиями запускает цепочку событий, позволяющую бабушке завершить свой страшный обряд и завладеть телом молодой девушки.

Таким же образом реализуются и магические ритуалы. Наша вера в сверхъестественное - это та самая брешь в обороне, позволяющая реализоваться феномену Пигмалиона. И вот мы уже сами притягиваем разнообразные ситуации - маятник запущен.

Психическая индукция как метод влияния

Самое интересное во всем этом то, что наш мозг может влиять не только на наши собственные поступки, но и на поступки окружающих. И не только косвенно. В психологии существует термин психической индукции, ярким примером которого являются многочисленные "эпидемии бесноватости" в Средневековье.

Люди как бы «заражают» друг друга искренней верой в идею. Так харизматичные личности, в которых ярко проявляются архитипические образы, обретают власть над толпой. Этот же эффект срабатывает, когда человек видит уверенно говорящего эзотерика. Это чистейший архетип, в плане атрибутики, общего образа, слов, которые маги, зачастую произносят. Все это косвенно влияет на наше бессознательное, навязывая самореализующиеся программы.

Мысли в прямом смысле материальны.

Это не материя, но энергия, преобразующая материю. Если человек верит, что все в его жизни складывается, как надо, он - счастливчик, везунчик и любимец Богов, то даже самые сложные ситуации имеют положительное разрешение. И наоборот - если индивидум уверен, что он неудачник, он обречён, то даже при самом хорошем течении ситуации, можно прогнозировать отрицательный результат.

Виной тому разрушительные эмоции, которые человек испытывает. Они подтачивают его здоровье, влияют на принимаемые им решения. Когда сознание в раздрае, сложно мыслить объективно, ведь правда?

Даже Библия учит: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). А это конкретная отсылка в психологию, к способности человека влиять на собственную реальность.

Мысли формируют действия, действия формируют реальность.

Если тебе навязчиво кажется, что ты запнёшься, то в конце концов, одна нога зацепится за другую. Если в первом акте на стене висит ружье, то к третьему акту оно неизбежно выстрелит. Так вот, наши страхи, опасения, любые негативные переживания - это ружьё, которым мы целим в себя.

"У оптимистов сбываются мечты. У пессимистов — кошмары..." - говорит нам мудрый и насмешливый писатель Джордж Бернард Шоу. И знаете, я ему верю.