В Крыму всегда проживали различные народы, в разное время здесь были греки, скифы, сарматы, готы, кыпчаки и многие другие. Такое число народов на меленьком полуострове не могло не способствовать культурному обмену. С момента появления ислама в Крыму многие из существующих на тот момент народов на полуострове начинают принимать ее, что способствовало ассимиляции одних с другими. Именно исламизация Крыма способствовала процессу этногенеза крымских татар. Ислам объединил самые разные народы, с разными языками, обычаями и верованиями в один, который в последствии стали называть крымскотатарским.
Народы сохранившие верования своих предков продолжали свое существование, так, например, греки (урумы) так и остались греками, хоть и забыли свой родной язык. Крымский исламовед Эльмира Муратова говорит, что ислам не только сыграл важную роль в этногенезе крымских татар, но и на сегодняшний день состоит в триаде идентичности, т. е. территория, язык, религия.[1]
По этой теме также можно привести две цитаты:
«Крымскотатарский народ сформировался в результате длительного процесса слияния автохтонного оседлого населения горных и предгорных районов Крыма с мигрировавшими в степи полуострова кочевыми тюркоязычными племенами. Консолидация этнической общности происходила вокруг исламского вероучения при общем эволюционном развитии государственности, языка, культуры и традиций.»
«Несмотря на многочисленные мнения и предположения, можно с уверенностью утверждать, что ислам и основанные на нем традиции, праздники, повседневная практика стал одним из консолидирующих факторов в процессе этногенеза крымских татар.»[2]
Также ислам сыграл важную роль не только в этногенезе, но и в сохранении крымскотатарского народа. Так, например, историк Елена Бойцова пишет:
«С 1783 года начался новый период существования крымскотатарского народа в составе Российской Империи. Ислам следует назвать одним из факторов, способствовавших сохранению этничной самобытности крымских татар.»[3]
Подобного рода цитат исследователей истории крымских татар можно найти множество.
Таким образом мы видим, что ислам способствовал сформированию, а затем и сохранению крымских татар как народа и в дальнейшем сыграет важную роль в ее возрождении.
[1] Краткая история ислама в Крыму. Лекция 3 | DERS. Видеокурс Эльмиры Муратовой.
[2] Ислам в истории и культуре Крыма: учебное пособие для учителей общеобразовательных школ / [Н. Акчурина-Муфтиева, Н. Абдульваапов, З. Хайрединова и др.]; под ред. А.Исмаилова, Э.Муратовой. – Симферополь : Таврида, 2013. – С. 80-84.
[3] Роль ислама в этногенезе крымских татар / Е.Е. Бойцова // Культура народов Причерноморья. — 1999. — № 7. — С. 73-76. — Бібліогр.: 8 назв. — рос.