Найти тему
Marisha Kostrowski

"Эффект толпы" в США

Оглавление
Фото @reuters
Фото @reuters

Первые летние новости отнюдь не про жаркую погоду и тополиный пух, а про горящие улицы крупнейших американских городов. Давайте оставим разбираться в происходящем журналистам, политологам и специалистам межрасовых конфликтов, а сами оценим последствия и причины с психологической точки зрения.

Соцсеточки

Активные пользователи Инстаграм и Фейсбук заметили монохромность последних постов крупных марок, таких как Dior, Louis Vuitton, New Era, H&M, Essense и это только то, что попалось мне на глаза в последнее время.

Я не буду с важным видом комментировать появление подобных постов, а просто выскажу три свои предположения "зачем":

  1. Поддержка бизнеса, привлечения общественности путем присоединения к ним;
  2. Понимание, что поддержка протестующих - путь к их успокоению (или катализатор, как повезет);
  3. Реальное согласие и солидарность с общественным мнением (хороший вариант развития).

Мнений много, суть одна две: либо насилие и мародерство выход, либо не выход. Так почему же так много людей выбрало путь насилия?

Страх вне толпы

Полиция в российском обществе представляется как страж на стороне правительства, когда как в американском обществе принято полицию уважать и доверять ей, рассчитывая на взаимное отношение.

Представим обычного Васю из Москвы. Если страж порядка подойдет к Васе, то какую эмоцию можно ожидать? Страх, правильно. Вася не знает, что можно ждать от полиции. Теперь, поместим Васю в Нью-Йорк, дадим американское имя и темную кожу. Сменится ли страх нашего героя? Вряд-ли, если не усилится в несколько крат.

Страх продиктован страхом, как бы глупо это не звучало. Полиция боится стереотипов, которыми окружены темнокожие жители Америки (да и Европы), не знает, что от них ожидать. В том же ключе афроамериканцы не знают, что ожидать от полиции. Вот такой уроборос.

Эхо толпы

Пострадали магазины, пострадали люди. Люди делятся на подгруппы, те еще на подгруппы и т.д. Это народ? Нет, это толпа. Что такое толпа и в чем отличие от других форм организации можно посмотреть в моей статье о массовом заражении.

Отрывок оттуда:

Возникают два механизма психического заражения толпы: слухи и эмоциональное кружение. Если со слухами всё понятно, то эмоциональное кружение - это взаимное заражение, передача эмоционального состояния, стирающая индивидуальные различия.

Эмоциональное кружение есть форма психического воздействия, эхом отдающееся по толпе, т.е. неорганизованной форме скопления людей. Возможен ли способ договориться с чем-то неконтролируемым? И да и нет. Смотрите сами: в любых переговорах результат - это чье-то решение. Если мы верим, что можем управлять решениями другого человека с помощью компромисса - то можем крупно облажаться.

Компромисс, если задуматься, вообще очень призрачен. По-сути, мы не приходим к единому решению, а меняем его в пользу большую для себя или другого человека. Поэтому контролировать решения мы не сможем. Единственный выход - влиять на решение путем проникновения в мир темнокожего американца, постараться видеть и слышать именно то, чего хочет большинство.

Поэтому, толпа рано или поздно выбирает лидера движения (-ний) и начинает переговоры уже более организованным путем.

Спасибо, что дочитали до конца. Книги, что касаются темы этой статьи:

1. Кросс Восс - Договориться не проблема
2. В. П. Шейнов - Психологическое влияние