Найти тему

Разыскивающий (1980) | Мнение

Данил Кравченко

Сюжет: В Нью-Йорке орудует серийный убийца, охотящийся на гомосексуалов. Офицер полиции Стив Бернс внешне схож с типом жертв маньяка. Его задание – посещать городские гей-клубы, заводить знакомства, собирать информацию и, возможно, поймать маньяка на живца

Русское название фильма имеет отдаленное отношение к оригинальному и тем более не передает игру слов. Cruising – это как полицейское патрулирование, так и поиск сексуального партнера в общественных местах.

Одни представители гей-сообщества участвовали в съемках, другие проводили многочисленные акции протеста, пытаясь сорвать рабочий процесс. Ознакомившись с конечным результатом, понять можно и тех, и других. Фридкин снял провокативный и спорный триллер. «Разыскивающий» – во всех смыслах темный фильм, достаточно напряженный в первых 2/3, и немного разочаровывающий по факту. 

Справка: Сценарий Уильяма Фридкина был вдохновлен сразу несколькими источниками. Романом «Cruising», серией статей в «The Village Voice» о нераскрытых убийствах геев в Нью-Йорке и историей Пола Бейтсона. Последнего Фридкин снял в своем культовом фильме «Изгоняющий дьявола». Впоследствии Бейтсон в состоянии алкогольного опьянения убил своего случайного любовника, кинокритика «Variety» Эддисона Веррилла.

CRUISING, Al Pacino, Don Scardino, 1980, (c) United Artists
CRUISING, Al Pacino, Don Scardino, 1980, (c) United Artists

«Разыскивающий» близко подходит к той грани, которая разделяет мейнстримовое кино и порнографию. Фильм замахивается на социальные проблемы, но этим лишь и ограничивается. Зато в изображении ночной жизни гей-клубов и их завсегдатаев в кожаных куртках и фуражках картина преуспевает. Все это показано откровенно и без какой-либо пародийности. Да и галерея образов далека от клише: уверенный в себе, не боящийся пожаловаться полицейскому начальству на беспредел патрульных мужчина; романтик и творческая личность; самовлюбленный ревнивец; мачо, помешанный на сексе, и так далее. Конечно, штампов хватает, но нельзя забывать, что в триллере показан лишь один из аспектов жизни гей-сообщества Нью-Йорка. И акцент сделан преимущественно на «кожаную субкультуру».

Мне нравится, когда Аль Пачино играет не крутых парней, а более реалистичных персонажей. Его герой – человек мягкий, немного застенчивый, при этом отнюдь не трус. Интересно наблюдать, как Пачино отыгрывает манерность во время знакомства с соседом. Выглядит это не пошло, не анекдотично. Он двигается так, как с точки зрения гетеросексуального мужчины должны двигаться гомосексуалы. Герой Пачино изначально ведет себя стереотипно.

Намечалась небезынтересная линия, в которой показан внутренний конфликт главного героя, но режиссер лишь обозначил ее. Несколько моментов, в которых персонаж Пачино испытывает сомнения, страх, интерес – это неплохо, и все же мало. 

-3

В фильме в крошечных ролях появляются в будущем известные актеры. Пауэрс Бут («Город грехов», «Мстители») играет циничного продавца. Джеймс Ремар («Декстер», «Джанго освобожденный») исполнил эпизодическую роль ревнивого бойфренда соседа главного героя.

Фильму не откажешь в смелости – и в плане тематики, и в плане съемок. И все же «Разыскивающий» не до конца реализует  потенциал. Некоторые вопросы останутся без ответа. Причем это тот случай, когда недосказанность – явный минус картины.

-4

К финалу у меня двоякое отношение. Он в духе режиссера – немного шокирующий, во многом открытый. В это же время концовка необъяснимым образом выглядит гомофобной. Некоторые комментарии под фильмом утвердили меня в этом мнении. Возможно, Фридкин хотел шокировать зрителя. В конечном итоге он не угодил никому, а фильм провалился в прокате. 

Режиссеру традиционно «перепало» от критиков. Не менее традиционно – для некоторых фильмов Фридкина – с годами критика «Разыскивающего» стала мягче. Неоднозначная работа, которая, мне понравилась больше, чем культовый «Изгоняющий дьявола» этого же режиссера.