Жилье можно купить самому, получить в дар или унаследовать. Но в каждом из перечисленных случаев необходимо оформить право собственности.
В ситуациях наследования процедура регистрации прав собственности осуществляется на основании свидетельства о праве на наследство. Кроме того, после получения соответствующего документа нужно закрепить свое право на имущество в Росреестре: только тогда с унаследованной квартирой можно будет совершать какие-либо действия.
Процедура наследования осуществляется в несколько этапов.
До того как пройдет 6 месяцев со дня смерти владельца недвижимости, его наследникам следует обратиться с заявлением к нотариусу. Нотариуса надо выбирать по месту последней прописки наследодателя.
Помимо заявления, придется предоставить пакет документов (свидетельство о смерти наследодателя, документы, подтверждающие родство, форма 9 с последнего места жительства наследодателя, завещание и др., список документов для конкретной ситуации лучше уточнить у нотариуса) и оплатить госпошлину.
Далее, если в рассматриваемом деле не будет никаких препятствий, нестыковок или противоречий, через полгода нотариус выдаст свидетельство о наследственном праве.
Размер госпошлины за регистрацию права собственности в 2020 году:
- 2 тысячи рублей для физического лица;
- 1,4 тысячи рублей, если документы подаются в электронном виде (применяется понижающий коэффициент 0,7).
Если наследников несколько, то каждый из них должен уплатить госпошлину в полном размере.
Нередко случается так, что наследник и наследодатель проживают в разных городах. Ничего страшного в этом нет: подать заявление можно дистанционно. Для этого следует обратиться к нотариусу по месту своего жительства – с заявлением и пакетом документов. Далее исполнитель сам переправит все необходимые бумаги в нотариальную контору по месту прописки наследодателя.
Читайте также: Аккредитив, банковская ячейка, нотариус – какие схемы расчетов наиболее безопасны при покупке жилья?
Чтобы зарегистрировать наследуемое имущество в Росреестре, надо подать заявление и сопроводить его следующими документами:
- паспорт наследника (или иной документ, подтверждающий его личность);
- свидетельство о праве на наследство;
- кадастровый паспорт (если регистрация проводится впервые);
- квитанция об уплате госпошлины;
- выписка из ЕГРН об объекте недвижимости;
- соглашение о разделе квартиры (если собственников несколько).
Обычно регистрация прав собственности происходит в течение 7 дней с момента поступления документов. Однако, этот срок зависит от того, через какой государственный орган обращался наследник.
Если работа ведется через нотариальную контору, то речь пойдет о:
- 3 рабочих днях (если бумаги поданы в Управление нотариально удостоверенных документов),
- 5 рабочих днях (если документы направлены через центр госуслуг),
- если же нотариус подавал пакет документов через электронную форму, то этот срок составляет всего 1 день.
Читайте также: Чтоб квартиру не украли: какие заявления в Росреестр спасут жилье от мошенников