«Физики» - когда ирония неотличима от мрачного нуара
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Необходимо отметить, что творчество швейцарского драматурга и литератора Фридриха Дюрренматта в СССР пользовалось большой популярностью. Его пьесы неоднократно экранизировали. Не так давно мы рассказывали о «советском нуаре» - «Последнее дело комиссара Берлаха» (1971). А еще был весьма известный в своё время двухсерийный и фильм «Визит Дамы» (1989)
Однако сейчас мы предпочли бы остановиться на фильме 1988 года «Физики», который с одной стороны по формальному признаку является криминальной комедий, но при этом угнетает своей тяжелой и мрачной прозорливостью. Ибо лента в наши дни обретает новое звучание.
Картина сделана в характерной для Советского Союза манере «телевизионного спектакля». Действие почти всей ленты происходят в одной локации (лирические отступления с чтением «Пени пеней» - не в счет). «Физики» привлекают хотя бы блестящим актерским составом: Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Борис Плотников, Ольга Волкова и т.д.
Действие начинается со сцены мрачнее мрачного, а потому возникает ощущение, что мы имеем дело с классической криминальной драмой. В холле полиция осматривает тело убитой женщины: составляются протоколы, делаются снимки, опрашиваются свидетели. Комиссар швейцарской полиции Рихард Фосс (Армен Джигарханян) выражает активное неудовольствие тем, что это уже не первое криминальное происшествие, которое случилось в частной клинике «Вишневый сад»
И это не просто клиника, а так сказать, привилегированный «сумасшедший дом». Однако почти все происшествия приключаются в крыле, где «обитают» физики, пребывающие «в состоянии изумления». Почти все они и в реальной жизни были физиками. Однако кто-то возомнил себя Ньютоном, а кто-то - Эйнштейном. С этим связно несколько комичных ситуаций Герберт Бойтлер (Леонид Броневой) заявляет, ну что, мол, я не псих, дабы считать себя Ньютоном. Я на самом деле и есть Эйнштейн, а персонаж из соседнего «кабинета» - просто-напросто рехнувшийся самозванец
С самого начала понятно, что в клинике «что-то не так». Однако кажется, что речь идет о критике буржуазного гуманизма, который допускает, что опасные и психические неуравновешенные больные расправляются со своими сиделками. Впрочем, почти сразу же выясняется, что сиделки обладают титулами по борьбе, джиджитцу и вообще весьма не просты. В итоге количество загадок множится.
Фридрих Дюрренматт нередко переносил действие своих пьес в больницы и поликлиники (вспоминаем опять же «комиссара Берлаха»). В итоге зрителю предложена версия, что «физики» совершают убийства, дабы их не отвлекали от постижения природы. Мол, гениальность опережает свой век и не надо ей мешать человеческими чувствами, то есть тем самым, что проявляют к пациентам погибшие сиделки.
Но и опять же в этой версии что-то не сходится. Не будем раскрывать главную тайну этого фильма, если вы его раньше не видели. Можем лишь предупредить, что ближе к финалу сюжет совершает самое настоящее сальто-мортале, несколько раз поворачиваясь вокруг себя. То есть зрителя ожидает как бы несколько концовок, спрятанных в качестве уловки в мнимый финал.
Что лично до нас, то в своё время фильм по ТВ мы смотрели ради того, чтобы увидеть, как один из «новых» санитаров (якобы-японец) крутит нунчаки. Хотя сейчас фильм привлекает совершенно иными моментами. Во-первых, монолог доктора Мёбиуса. Когда тот узнает, что младший сын хочет стать физиком, то его речь напоминает знаменитую тираду из «Бегущего по лезвию».
Мёбиус в приступе экстаза провозглашает: «Многие сварились в свинцовых парах Меркурия, растворились в нефтяных лужах Венеры, Юпитер смердел»…. Технический прогресс показан как ужас познания из фильма «Сквозь горизонт» (1997), когда человека ожидает не гармония, а безумие «внешнего хаоса».
Опять же в фильме поднимается проблема, что технический прогресс может оказаться не «помощью человеку», а подменяющим собой человека. Разве не это мы можем наблюдать сейчас, когда технические новинки не облегчают нашу жизнь, а рискуют оставить без средств к существованию?
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»