Найти тему
НУАР-NOIR

Темнейшая криминал-комедия СССР

«Физики» - когда ирония неотличима от мрачного нуара

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Необходимо отметить, что творчество швейцарского драматурга и литератора Фридриха Дюрренматта в СССР пользовалось большой популярностью. Его пьесы неоднократно экранизировали. Не так давно мы рассказывали о «советском нуаре» - «Последнее дело комиссара Берлаха» (1971). А еще был весьма известный в своё время двухсерийный и фильм «Визит Дамы» (1989)

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Однако сейчас мы предпочли бы остановиться на фильме 1988 года «Физики», который с одной стороны по формальному признаку является криминальной комедий, но при этом угнетает своей тяжелой и мрачной прозорливостью. Ибо лента в наши дни обретает новое звучание.

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Картина сделана в характерной для Советского Союза манере «телевизионного спектакля». Действие почти всей ленты происходят в одной локации (лирические отступления с чтением «Пени пеней» - не в счет). «Физики» привлекают хотя бы блестящим актерским составом: Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Борис Плотников, Ольга Волкова и т.д.

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Действие начинается со сцены мрачнее мрачного, а потому возникает ощущение, что мы имеем дело с классической криминальной драмой. В холле полиция осматривает тело убитой женщины: составляются протоколы, делаются снимки, опрашиваются свидетели. Комиссар швейцарской полиции Рихард Фосс (Армен Джигарханян) выражает активное неудовольствие тем, что это уже не первое криминальное происшествие, которое случилось в частной клинике «Вишневый сад»

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

И это не просто клиника, а так сказать, привилегированный «сумасшедший дом». Однако почти все происшествия приключаются в крыле, где «обитают» физики, пребывающие «в состоянии изумления». Почти все они и в реальной жизни были физиками. Однако кто-то возомнил себя Ньютоном, а кто-то - Эйнштейном. С этим связно несколько комичных ситуаций Герберт Бойтлер (Леонид Броневой) заявляет, ну что, мол, я не псих, дабы считать себя Ньютоном. Я на самом деле и есть Эйнштейн, а персонаж из соседнего «кабинета» - просто-напросто рехнувшийся самозванец

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

С самого начала понятно, что в клинике «что-то не так». Однако кажется, что речь идет о критике буржуазного гуманизма, который допускает, что опасные и психические неуравновешенные больные расправляются со своими сиделками. Впрочем, почти сразу же выясняется, что сиделки обладают титулами по борьбе, джиджитцу и вообще весьма не просты. В итоге количество загадок множится.

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Фридрих Дюрренматт нередко переносил действие своих пьес в больницы и поликлиники (вспоминаем опять же «комиссара Берлаха»). В итоге зрителю предложена версия, что «физики» совершают убийства, дабы их не отвлекали от постижения природы. Мол, гениальность опережает свой век и не надо ей мешать человеческими чувствами, то есть тем самым, что проявляют к пациентам погибшие сиделки.

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Но и опять же в этой версии что-то не сходится. Не будем раскрывать главную тайну этого фильма, если вы его раньше не видели. Можем лишь предупредить, что ближе к финалу сюжет совершает самое настоящее сальто-мортале, несколько раз поворачиваясь вокруг себя. То есть зрителя ожидает как бы несколько концовок, спрятанных в качестве уловки в мнимый финал.

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Что лично до нас, то в своё время фильм по ТВ мы смотрели ради того, чтобы увидеть, как один из «новых» санитаров (якобы-японец) крутит нунчаки. Хотя сейчас фильм привлекает совершенно иными моментами. Во-первых, монолог доктора Мёбиуса. Когда тот узнает, что младший сын хочет стать физиком, то его речь напоминает знаменитую тираду из «Бегущего по лезвию».

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Мёбиус в приступе экстаза провозглашает: «Многие сварились в свинцовых парах Меркурия, растворились в нефтяных лужах Венеры, Юпитер смердел»…. Технический прогресс показан как ужас познания из фильма «Сквозь горизонт» (1997), когда человека ожидает не гармония, а безумие «внешнего хаоса».

Кадр из фильма "Физики" (1988)
Кадр из фильма "Физики" (1988)

Опять же в фильме поднимается проблема, что технический прогресс может оказаться не «помощью человеку», а подменяющим собой человека. Разве не это мы можем наблюдать сейчас, когда технические новинки не облегчают нашу жизнь, а рискуют оставить без средств к существованию?

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару