Найти тему

Психологический разбор песни "Сплин - выхода нет"

Самая рискованная песня для разбора, за который меня могут закидать камнями фанаты группы. Но заказ есть заказ и я его выполняю. Слушаем и вникаем.

Сколько лет прошло, все о том же гудят провода,
все того же ждут самолеты.
Девочка с глазами из самого синего льда, тает под огнем пулемета.
Должен же растаять хоть кто-то.

«Сколько лет прошло, всё о том же гудят провода, всё того же ждут самолеты» - лирический герой обращает внимание на некие незыблемые ценности, не изменяющиеся с годами. Это можно интерпретировать двояко: с одной стороны, это признак стабильности и понятности мира, с другой – если речь идёт про негативные чувства, это признак незажившей психологической травмы. Пока судить однозначно сложно.

«Девочка с глазами из самого синего льда тает под огнём пулемёта» - возможно, в этой фразе заложен некий культурный код или аллегории, которые я не улавливаю, но я не смотрел и не читал чужие интерпретации, чтобы не замыливать взгляд, поэтому выражаю своё мнение, не претендующее не истину в последней инстанции. В этой фразе заметна фиксация на внешнем признаке девушки, но более интересен образ пулемёта как некоего источника боли и проблем.

«Должен же растаять хоть кто-то» - если мы примем версию с пулемётом, то можно расценить эту фразу «кому-то должно быть больно». О чем это говорит? Либо о тиранически-виктимных отношениях, либо о БДСМ-практике, но это на поверхности. Я предлагаю подумать над таким качеством лирического героя, как фатализм – веру в неизбежность определенных событий и явлений.

-2

Скоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели.
Нужно вписать в чью-то тетрадь, кровью, как в метрополитене:
"Выхода нет", выхода нет!

«Скоро рассвет, выхода нет» - возникает ощущение неизбежности. Но и как в предыдущем разборе, чувствуется «синдром тоннельного мышления» у лирического героя, который вызван либо эмоциональным напряжением, либо личностной незрелостью.

«Ключ поверни и полетели» - сложно однозначно интерпретировать эту фразу. Но здесь мы слышим императив (повеление), обращенное к неизвестному собеседнику, а также идею полёта. Но полёта куда и зачем? Или же будет вернее задать вопрос – полёта от чего? Не от собственных ли чувств и переживаний? Говоря иначе, не является ли это проявлением механизма «примитивная изоляция», который выражается в уходе в другое психическое состояние?

«Нужно вписать в чью-то тетрадь кровью как метрополитене: «выхода нет», выхода нет» - здесь можно увидеть стремление лирического героя избавиться от напряжения путем выражения своих чувств. Вероятно, речь идет о сублимации. Но если обратить внимание на фразу «в чью-то тетрадь», то можно сделать вывод, что герой желает, чтобы кто-то (или многие) узнали о его чувствах. Возможно, это проявление одиночества.

-3

Где-то мы расстались, не помню, в каких городах, словно это было в похмелье.
Через мои песни идут, идут поезда, исчезая в темном тоннеле.
Лишь бы мы проснулись в одной постели.

«Где-то мы расстались, не помню, в каких городах» - с одной стороны, таким образом можно выразить незначительность события, раз оно не осталось в памяти героя. Либо же он хочет это выставить таким образом. Еще вариант, что это фраза является выражением самообвинения. Но стоит посмотреть на продолжение.

«Словно это было похмелье» - вероятно, речь идет о психологическом состоянии, далёком от нормы. Это может быть как чрезмерное эмоциональное напряжение, так и наоборот, апатия. Но если мы вернемся к идее о самообвинении, то данная строчка является самооправданием.

«Через мои песни идут, идут поезда, исчезая в тёмном тоннеле» - с одной стороны, автор выделяет тематику, которая встречается в его песнях. Возможно, это вызвано неким чувством вины, что можно связать со строчкой «где-то мы расстались, не помню, в каких городах». Но это уже натянуто. Образ тёмного тоннеля можно интерпретировать как безрезультатность попыток избавиться от эмоций или чувства вины через сублимацию в виде песен.

«Лишь бы мы проснулись с тобой в одной постели» - выражение стремления человека, его мечты. Судя по всему, маловероятном или вовсе несбыточной.

-4

Сколько лет пройдет, все о том же гудеть проводам, все того же ждать самолетам.
Девочка с глазами из самого синего льда, тает под огнем пулемета.
Лишь бы мы проснулись с тобой в одной постели.

«Сколько лет пройдёт, всё о том же гудеть проводам, всё того же ждать самолетам» - лирический герой не верит в изменения, будущее для него предрешено. Можно расценивать это и как проявление фатализма, и как набор психологических установок, и как проявление «синдрома тоннельного мышления».

«Девочка с глазами из самого синего льда, тает под огнем пулемёта» - учитывая чувство вины героя, которое мы предполагаем, можно выдвинуть гипотезу, что с пулеметом и источником боли он ассоциирует себя, видя себя причиной разрушения отношений.

«Лишь бы мы проснулись с тобой в одной постели» - вновь выражает желание.

-5

На мой взгляд, лирический герой тяжело переживает расставание с девушкой или же её смерть, в чем винит себя. Он понимает, что винит себя, но никакие способы (уход от напряжения в другую психологическую реальность, сублимация, самооправдание) не дают должного облегчения. При этом, существуют объекты (самолеты, поезда), которые вызывают у него негативные чувства через ассоциации. Сможет ли герой пережить это? Сложно сказать однозначно, ведь пока он даже не верит в возможность позитивного исхода. Вероятно, он либо застрял в этих чувствах, либо просто находится на определенном этапе переживания горя. Пожелаем ему удачи.

P.S. А вообще, высока вероятность, что я всё это просто придумал, а на самом деле (как мне верно подсказали), речь идет о взрослом инфантильном человеке, несколько хипповой идеологии, который выражает детские мысли нарочито взрослым языком.

Истина где-то...далеко)

С уважением Сергей Максимов
Психолог.