Первый бронепалубный крейсер «Кёнигсберг» вошел в состав Императорских ВМС Германии в июне 1906-го, полтора года спустя после закладки. Основное вооружение корабля составили десять орудий калибра 105 мм. Экипаж - 14 офицеров и 308 матросов.Вскоре после вступления в строй свеженькому красавцу доверили сопроводить в Великобританию императорскую яхту с самим кайзером Вильгельмом на борту.
В апреле 1914 года «Кёнигсберг», специально переоборудованный для действия в тропиках, отправился в дальнее плавание к берегам Восточной Африки, где Германия тогда имела кое-какие колонии. Там его и застала Первая мировая война. Крейсер стал рейдером - проще говоря, пиратствовал на морских коммуникациях англичан и французов. Выполнение поставленных задач сильно осложнялось постоянной нехваткой топлива. Перехватив шедший из Индии британский пароход с грузом угля, немцы было обрадовались, но оказалось, «черное золото» было столь низкопробным, что лишь засоряло котлы боевого корабля. С досады несчастный угольщик тут же и утопили, но легче от этого не стало.
Воевать приходилось от вспомогательного транспорта до вспомогательного транспорта, которые посещениями «Кёнигсберг» баловали гораздо реже, чем того хотелось бы командиру - фрегаттенкапитену Максу Лоофу. Однако 19 сентября 1914-го морскому волку, наконец, подфартило. Разведка сообщила, что в гавань Занзибара вошел какой-то His Majesties ship о двух трубах. Прикинув, что это, скорее всего, английский крейсер «Пегасус», как раз ошивавшийся в том же районе - цель вполне по зубам «Кёнигсбергу», Лооф на всех парах устремился к архипелагу (тем паче, бункеры были под завязку набиты только что полученной партией угля).
«Кёнигсберг» ворвался во вражеский порт на рассвете и, стреляя из всех своих пушек с пулеметной скоростью, всего за 20 минут вколотил в обездвиженный из-за неисправных машин «Пегасус» две сотни снарядов. Оставив, наконец, начавшего тонуть англичанина с 31 убитым и 55 ранеными матросами, немецкий крейсер, прежде чем убраться восвояси, чтоб два раза не ходить, лупанул еще и по сторожевику «Хелмут», а заодно разрушил метким залпом местную радиостанцию - преждевременная огласка одержанной победы была совсем ни к чему.
По-хорошему, теперь надо было как можно скорее прорываться в фатерлянд, на соединение с основными силами флота, пока разозленные противники не отомстили жестоко. Однако состояние котлов было такое, что без капремонта дотянуть до родных берегов было немыслимо. Спасаясь от рыскавших в его поисках по океану английских кораблей, «Кёнигсберг» вошел в дельту реки Руфиджи, что течет по Танзании. Говорят, тамошние туземцы, глядя на дымившее страшилище, уважительно прозвали крейсер «Мановарина бомба тата», что в переводе с языка суахили якобы означало «Могучий воин с тремя трубками в зубах».
Приткнувшийся к берегу корабль перекрасили в защитный цвет. Вокруг для охраны оборудовали опорные пункты, усиленные полевой артиллерией. Речное дно забросали минами. После чего разобрали котлы и поставили их на деревянные салазки, в которых цугом впрягли безропотных африканцев.
- Вперед, негры! - щелкнул бичом щеголеватый немецкий офицер, и туземцы поволокли тяжеленный груз за 160 километров в Дар-эс-Салам, где имелись мастерские.
Тем временем 19 октября англичанам после долгих усилий все-таки удалось установить, куда именно улепетнул ненавистный рейдер. Подтянув к Руфиджи все имевшиеся под рукой силы, они заблокировали устье, но подойти ближе к немецкому крейсеру мешали еще и окружавшие его мангровые болота, в которые безрезультатно шлепались посылаемые снаряды. На всякий случай Лооф, которому вконец изнемогшие чернокожие тем временем приволокли отремонтированные котлы обратно, поднялся еще немного вверх по течению и изготовился к решительному бою. Британцы, в свою очередь, реяли над «Кёнигсбергом» разведывательными самолетами и даже посылали пару бомбардировщиков, впрочем, не причинивших значительного вреда бронированному кораблю.
Куда большую пользу могли принести 12-дюймовые орудия, которыми англичане модернизировали свой старый броненосец «Голиаф». Но и тут прицельную стрельбу сделала невозможной сильная качка. К тому же, «Кёнигсберг» весьма больно огрызался, ответным огнем заставляя вражеские корабли держаться на почтительном удалении.
Стояние на Руфиджи продолжалось до начала июля 1915 года! И лишь когда из самой Англии пришли, наконец, два монитора «Мерси» и «Северн», оснащенные 6-дюймовыми орудиями, англичане решились дать серьезный бой. Еще бы - ведь теперь они могли с расстояния в девять километров обстреливать немцев, не опасаясь «ответки»! Вновь задействовали авиацию.
Не будет преувеличением сказать, что немецкий крейсер отчаянно и умело дрался против вдесятеро превосходящего противника, во многом повторив судьбу знаменитого «Варяга» (которым в Германии и Австрии, кстати, очень восхищались - вплоть до того, что слова известной песни изначально были написаны на немецком языке и уже позже переведены на русский). После трехчасового боя «Кёнигсберг» в который уже раз вынудил англичан отступить. Повторную атаку они провели через пять дней, обстреливая крейсер пять часов кряду. Наконец, у немцев исправными остались всего два орудия с парой снарядов на каждое.
«Кёнигсберг разрушен, но не завоеван!», - радировал в Берлин фрегаттенкапитен Лооф и приказал открыть кингстоны.
Напоследок бравые немцы успели еще шарахнуть шрапнелью по вражескому аэроплану, который рухнул в воду, едва не протаранив корабль. Правда, летчика взять в плен не удалось, хотя немцы пытались. Барахтавшемуся в теплых волнах авиатору повезло еще и в том плане, что раньше местных крокодилов к нему подоспели свои спасатели - «томми» гребли так, что весла трещали.
Зато высадившейся на берег команде «Кёнигсберга» удалось прихватить с собой восемь из десяти 105-миллиметровых орудия и две 88-миллиметровки. Их отремонтировали и вернули в строй, поставив на деревянные лафеты. После чего германский экспедиционный корпус в Восточной Африке получил самую тяжелую полевую артиллерию на этом театре военных действий.
Стоит добавить также, что в отличие от матросов и офицеров «Варяга», большинство из которых благополучно вернулись домой, из 350 человек команды того «Кенигсберга» войну пережили лишь 15 счастливчиков.
На смену героически погибшему крейсеру в 1916-м немцы построили другой «Кёнигсберг», немного утяжеленный по сравнению с предшественником. Но у потерпевшей поражение Германии его отобрали державы-победительницы и отдали Франции. Под новым флагом переименованный в «Мец» корабль плавал до 1936 года, после чего был порезан на иголки.
Последний по счету «Кёнигсберг» сошел со стапелей в 1927-м и был включен в состав ВМС через два года. Экипаж насчитывал 850 человек, в том числе 23 офицера.
Вдоволь намотавшись по морям и успев поучаствовать в морской блокаде Испании во время гражданской войны в этой стране, к 1937 году корабль был переведен в разряд учебных. После начала Второй мировой «Кёнигсберг» из Балтийского перебросили в Северное море. Там он прикрывал минные постановки у берегов Англии, а в апреле 1940-го в составе группы боевых кораблей отправился к норвежскому порту Берген.
На борту «Кёнигсберга» находился батальон - 750 солдат 69-й пехотной дивизии вермахта. 9 апреля корабли высадили десант на входе в Би-фиорд. Крейсер получил приказ оказать поддержку силам вторжения, но при входе в узкую бухту засветился перед вражескими прожекторами и попал под огонь береговых батарей. Уже со второго залпа норвежским артиллеристам удалось накрыть цель. Ответной стрельбой из всех своих трех башен «Кёнигсберг» подавил неприятельские пушки, которые вскоре захватили немецкие десантники (Берген тоже благополучно взяли). Но крейсер получил такие повреждения, что был вынужден остаться для ремонта в Норвегии.
На этот раз англичане действовали куда проворней, чем 25 лет назад. Да и авиация за это время заметно продвинулась в плане разрушительной мощи. Уже 10 апреля с Оркнейских островов поднялись 11 пикирующих бомбардировщиков, которые взяли курс на Берген. Крейсер застигли врасплох, немцы даже не успели толком организовать зенитный огонь. И получили три прямых попадания 227-килограммовых полубронебойных бомб. Капитан 1-го ранга Рунфус, видя, что дело швах, приказал команде покинуть корабль. Едва сошли на причал, крейсер сделал оверкиль, то бишь, перевернулся кверху дном, выставив над водой гребные винты. В этом бою погибло 18 и было ранено 33 немецких моряка.
Но даже в виде уже голого корпуса «Кёнигсберг» еще успел повоевать! Поднятый со дна летом 1942 года, он стал служить пирсом для подлодок. Командование кригсмарине планировало даже перетащить его обратно на Балтику и использовать в качестве зенитной плавучей батареи. Но не нашлось кораблей для охраны в пути. Последний «Кёнигсберг» так и остался в Бергене. Уже после войны корабль разобрали на металл.