Найти в Дзене
ПСИХОСОМАТИКА

Как передаются родительские послания

Оглавление

и как ребенок их принимает.

Сложно представить маму, которая говорит ребенку: «Не будь здоров», «Не живи».

Если она имеет психические отклонения, то такое, конечно, может быть. И в этой теме на прошлой неделе мы убедились, что родители бывают разные, но сегодня тема будет позитивной!

Родители передают данные послания, не осознавая этого. Передача таких установок происходит невербальным путем, то есть родители не произносят их вслух. Все случается неосознанно.

Пример

Мама начинает заботиться о ребенке во время его болезни. Когда ребенок не болеет, он практически обделен вниманием со стороны матери (так как она пашет на 2 работах для обеспечения семьи). Ребенок начинает замечать, что когда заболевает, то мама рядом, а когда здоров, то она постоянно убегает. Так он получил установку «Не будь здоров» и решает: «Я заболею, чтобы мама уделяла мне внимание и заботилась обо мне».

Ребенку очень важны контакт, внимание, забота, поэтому он нашел компромисс для достижения своей цели.

Другой пример

Ребенок подвергается критике, постоянным поправлениям, указом на недостатки со стороны своего отца. Он замечает эти постоянные поправления и думает: «Я ничего не могу делать хорошо сам». Так передается послание: «Не делай». Ребенок решает: «Я ничего не буду делать самостоятельно во избежание злости и наказания».

Ребенок не может осознать полностью данный процесс. В нем имеется и родительский запрет, и нужда ребенка, и компромисс при решении данной конфликтной ситуации.

Послания могут передаваться посредством действий либо бездействия отца с матерью, через их мимику, интонации голоса, порой через рассказанные ими истории. Другими словами, через отношения между ребенком и родителями.

  • Каким вещам мама и папа уделяют внимание, а каким – нет.
  • За что ребенок получает родительское поощрение, а за что – наказание.
  • Когда ребенку уделяется внимание и забота, и когда этого нет.
  • Какие эмоции и чувства испытываются и показываются ребенку.
  • Какие чувства и эмоции разрешены ребенку, а какие запрещены.
  • Что демонстрируют своим примером.
  • Какой историей делятся с ребенком об обстоятельствах его рождения.

Миф о рождении

Это семейный рассказ о появлении ребенка на свет. Ребенка могли долго ждать, его буквально выстрадали. Либо дитя могло появиться случайно, его не хотели «заводить». Либо его родили, так как того требует система.

«Ты явился как небесный посланник для меня, ты наполнил мою жизнь смыслом», - говорит мама. Для ребенка это честь, почет, приятность, ведь его долго ждали, ведь он – смысл жизни. Но в этом есть западня для ребенка, ведь так мать переложила на него ответственность за то, чтобы быть счастливой, за собственную жизнь и ее смысл. В данной ситуации послание подается так: «Не отделяйся». В дальнейшем у ребенка будут трудности с наступлением взрослой жизни, с ее выстраиванием и личным жизненным смыслом, так как он должен заполнять и напитывать родительскую жизнь.

«Я не желала твоего рождения, хотела сделать аборт, но не удалось/был поздний срок/меня отговорили». Возможно, мать думает, что, рассказывая, она показывает, как ей было трудно рожать или вынашивать ребенка. Однако в данной ситуации происходит передача послания: «Не живи, не существуй», так как ребенок нежелательный, и мать хотела его смерти.

Да, может показаться странным, зачем родители выговаривают это ребенку. Но случаев таких очень много. Может быть, родители рассказывают об этом для облегчения своего внутреннего напряжения.

Но даже если история не рассказана, ребенок уже на телесном уровне почувствует, желали его или нет. Ему уже передали это в ранние годы – через свое поведение, эмоции и чувства. История о его рождении и о несовершенном аборте сделают еще больнее, и в то же время она объяснит все чувства и ощущения, имевшиеся у ребенка ранее.

В каком возрасте происходит передача посланий и принятие решений

Сценарий жизни формируется с рождения и к семи годам практически готов. Передача и принятие посланий и решений происходит с момента появления на свет до шести-семи лет. Далее эти установки становятся еще крепче, сценарий жизни покрывается деталями, и в возрастном периоде от восемнадцати до двадцати одного года начинается его реализация.

Может ли ребенок выбрать: взять эти установки или нет?

И то, и другое.

Дети разные. Из одинаковых ситуаций могут быть сделаны отличные друг от друга выводы. Если смотреть под другим углом, ребенок воспитывается в данной семье, ему никуда не деться от посланий, так как они – элемент среды, в которой он живет, вся жизнь ребенка ими пропитана.

-2

Маленький человек решает, каким образом воспринимать послания от родителей и какой сценарий принять.

Пример

Ребенку уделяется внимание во время болезни. Когда он не болеет, то родителей рядом нет, они на работе днями и ночами, так как карьера сама себя не построит и нужно обеспечивать семью.

Ребенок чувствует одиночество, думает, что его бросили, когда не болеет. И чувствует тепло, заботу, когда заболел. Первый раз это может быть случайностью (ведь все дети могут болеть), и относиться к ребенку стали по-другому. Если это повторяется из раза в раз, то тут начинается улавливание закономерности.

Итог этого – сценарное решение: ребенком, не осознавая, все это обобщается и понимается. Он думает: «Когда я болен, то родители рядом. Следовательно, чтобы они заботились обо мне и были со мной, я заболею». И так ребенок решает: «Не буду здоровым».

Тут может назреть вопрос: «Если ребенок однажды заболел, и я ушла на больничный, то он решит «не быть здоровым?».

Это не так. Для принятия сценарного решения, как правило, необходимо большое количество данных событий, нужно, чтобы воспитание ребенка проходило в таких условиях, и чтобы эти ситуации повторялись регулярно.

-3

Первые в России медитации от дипломированного врача, психосоматолога, основанные на научном подходе. Это настоящие медитации, дающие настоящий результат.

© Екатерина Тур, 2020-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.