Сегодня многие вспомнили "Болдинскую осень" Давида Самойлова. Это естественно. Во первых пушкинская Болдинская осень памятна со школьных лет. История о том, как поэт поехал в свою деревню для решения хозяйственных проблем перед своей свадьбой в 1830 году, но разразившаяся эпидемия холеры и объявленные карантины задержали его там на всю осень, как эта неожиданная изолированность дала возможность спокойно погрузиться в работу, завершить начатые произведения и написать множество новых. Само выражение "Болдинская осень" стало синонимом очень плодотворного труда. Я тоже вспомнил эту строчку из стихотворения Самойлова, которую и вынес в заголовок статьи. Вспомнил именно с Самойловской интонацией.
Дело в том, что поэта Самойлова я впервые не прочитал, а услышал. Вдруг появилась пластинка, на которой были записаны стихи Давида Самойлова в авторском исполнении. Я купил её для коллекции, прослушал и был потрясён. И самими стихами и чтением.
Обычно поэты читают свои стихи плохо. Они не могут отойти от процесса их написания. Стих, он ведь как рождается? Приходит интересная мысль. Крутится в голове разными вариантами синонимов,"обдумывается", пока не уляжется в определённое ритмическое ложе. А потом развивается или к началу, или к концу, но уже в этом ритме. И дальнейший выбор слов будет зависеть не только от их смыслового содержания, но и от возможности вписаться в ритм. Поэтому авторы, читая свои стихи, остаются в процессе их написания, подчёркивают ритм некоторым подвыванием, форсированием звука в конце строки, монотонно. Редко кто из поэтов может читать свои стихи, воспроизводя то интонационное богатство, которое сами же и вложили в стих. Самойлов же читал не процесс написания, а его результат. И его чтение было блестящим. Вот тогда я и заболел Самойловым, разыскал его книги, его переводы (оказалось, что у него множество переводов).
К сожалению, я не нашёл оцифрованной записи его чтения "Болдинской осени". Поэтому предлагаю послушать это стихотворение в исполнении замечательной актрисы Светланы Крючковой. Кстати, в сети есть и другой вариант её чтения, в котором последнюю фразу она произносит с ударением на слове "ты". ТЫ - свободен. Очень интересный поворот мысли.
Я искренне сожалею, что не смог опубликовать эту статью вчера. Всё-таки, знаете, дорога ложка к обеду. А вчера, 1 июня, у Давида Самуиловича Самойлова был юбилей. Сто лет со дня рождения!