Найти тему

УПРАВЛЕНИЕ ВОРОНКАМИ ПРОДАЖ

“Воронка продаж” - термин популярный, употребляется в маркетинге. Но то, что это инструмент управления, и упоминаний в связке с менеджментом не встречал. Возможно - промелькнуло мимо.

Попробую привести простой пример воронки продаж и продолжу рассуждения.

Для примера возьмем бабушку, которая торгует семечками возле остановки.

  1. За сутки через остановку проходит 4000 человек. Приходят, чтобы уехать на автобусе, троллейбусе, маршрутке, выходят на остановке из подъезжающего транспорта, плюс кто-то проходит мимо, прогуливаясь, или в близлежащие магазины, или из магазинов или в гости, или из гостей и т.д. Остановка популярная, а бабушка - умная.

    Бабушка выходит, на 2 часа. Ставит сбоку стульчик, раскладной столик и на столик выставляет семечки.
  2. Пятнадцать процентов людей-прохожих замечают бабушку.
  3. Три процента подходят к ней, интересуются товаром…
  4. Два процента делает покупку, из которых один процент - в первый раз,
  5. а один процент - уже покупали ранее.

Если переводить из процентов в цифры,

  1. За два часа, что бабушка торгует, мимо проходит 333 человек(так как пример учебный, считаем, что люди на остановке циркулируют в течении суток равномерно);
  2. Заметили ее присутствие, всего 50 человек из всех, кто прошел мимо
  3. Подошли к ее столику 10 человек
  4. Шесть человек купили по стакан семечек, трое - в первый раз, попробовать,
  5. и трое - из тех кто ранее уже покупал. Бабушка давно приходит на это место и уже наработала поклонников своих семечек.

Эту схему ( в примере она из пяти пунктов, а в жизни более сложные) называют воронкой продаж, иллюстраторы изображают в виде воронки, где начальная цифра - максимально возможная, как горлышко у воронки, а потом, последовательно, не меняется или уменьшается.

Этапы связаны между собой. Каждый последующий зависит от предыдущего.

Внук бабушки, занимающийся менеджментом, решил изучить варианты увеличения продаж.

Экстенсивный вариант - удлинить время присутствия на остановке. Проценты останутся теми же, а абсолютные цифры увеличатся пропорционально изменению времени торговли.

Если нет возможности увеличить проходимость на остановке (на это бабушка повлиять не может), и бабушка не хочет увеличить продолжительность торговли (ей нужно ухаживать за дедушкой), есть ли интенсивные способы поднять продажи?

Внук, построив воронку продаж приведенную в примере, смотрит, как можно увеличить процент “выхлопа” каждого из этапов, оценивая, сколько стоят изменения, и какова прогнозируемая целесообразность…

2 этап. Увеличить число Заметивших.

Вариантов масса, навскидку: надеть наряд поярче, поэкспериментировать с локацией (местоположение столика), добавить штендер с надписью “Семечки”, оформить столик пооригинальней и т.д.

Увеличение на 10% этого этапа приводит в описанной модели увеличение первичных продаж на 34%(!). Повторные продажи - это 5тый этап, в расчетах других этапов их считаем неизменными.

3 этап. Увеличить число Подошедших.

Варианты тоже просматриваются: магнитофон с призывным речитативом, пооригинальнее надписи на штендере и т.п.

Увеличение на 10% этого этапа приводит в модели увеличение продаж на 25%(!)

4 этап. Увеличить Подошедшим первичные продажи

Варианты имеются: индивидуальная работа с каждым клиентом.

Увеличение на 10% этого этапа приводит, понятно, к увеличению продаж на 10%

5 этап. Повторные продажи тем, кто что-то уже купил.

Тут два подхода: Увеличивать процент повторной покупки - это один подход, второй - увеличивать частоту повторных покупок.

Потенциал этого этапа, с точки зрения увеличения выручки, понятно, что большой, но для оценки придется строить отдельную воронку продаж. Повторные продажи - это другая воронка, со своими этапами. Не стоить пускать повторные покупки на самотек, их стоит планировать и управлять ими.

Построение воронок продаж - это исследовательско-аналитическая работа. На практике встречались воронки с 20 этапами. Управление воздействиями на такие воронки дают фантастические результаты. Увеличение на чуть-чуть, хотя бы 1-2% на каждом этапе длинных воронок, дают итоговое увеличение выручки в 2 и более раз…

Обратите внимание, что здесь ни слова не говорилось про изменение самого продукта. Модификация-улучшение продукта, конечно, тоже может вести к увеличению продаж.

Но это отдельная история. При изменении продукта параметры воронки изменятся.
------------------------------------------------------------
ранее по теме на Дзен:
ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ
------------------------------------------------------------