В фильме «Константин. Повелитель тьмы» (2005), Киану Ривз очень хорош, а спецэффекты отличные. Помимо этого, фильм имеет как достоинства, так и недостатки, связанные с идейным содержанием. Начну с достоинств.
В фильме очень хорошо раскрыта тема обмана дьявола. Это фольклорный сюжет, которому не одна тысяча лет, и в христианском культурном ареале он имеет свою интересную историю. Известно, что заключать сделку с дьяволом – смертельно опасная игра, в которой легко проиграть самое дорогое и даже душу. Существует множество сказок, в которых герой обещает чудищу лесному или водяному отдать то, что дома не знает, и вынужден отдать собственного ребенка, который родился, пока отца не было. Самым известным примером подобной неудачной сделки, где заключивший ее теряет душу, является история доктора Фауста, которого в народной книге в финале черти тащат в ад, а гётевский финал, в котором Фауста отмолила уничтоженная им Гретхен, мы вместе с Честертоном считаем фальшивым и неубедительным.
Константин не из этого ряда обманутых чёртом несчастных. Константину удается перехитрить дьявола, и он продолжает ряд хитрых крестьян и солдат, у которых получается обмануть черта. В нашей литературе близко к этому ряду подходит кузнец Вакула, который воспользовался колдовской силой и слетал в Петербург, однако одолел врага не хитростью.
Вторая важная тема христианской народной культуры, отраженная в фильме, это зависть ангелов. В Библии не говорится прямо, за что Люцифер был сброшен с неба, однако еще в ветхозаветные времена возникла идея, которую Церковь официально не опровергает, что это произошло из-за отказа Люцифера поклониться человеку. Человек создан из пыли земной, а Люцифер был сильнейшим ангелом света. Он считал унижением света кланяться человеку, несмотря на пожелание Господа, и со времен своего падения не жалеет сил, чтобы выставить человека перед Господом в самом неприглядном виде, снова и снова иметь возможность воскликнуть: «Вот кого Ты любишь! А я же говорил!». Сетевой автор Авраам Болеслав Покой, Честертон русского интернета, выражал эту идею в своих чудесных очерках, разоблачая странные ментальные вирусы, которыми заражают наших современников Внеземные цивилизации с целью «обидно поржать над человечеством». Это в принципе та же мысль, которую выражают авторы иудейских, христианских и мусульманских апокрифов, а также проговаривает Габриэль в фильме.
Из минусов. Архангел Гавриил в виде женщины – это печальная примета нашего времени, хотя Тильда Суинтон великолепна и создала яркий запоминающийся образ.
Идея о равновесии добра и зла – не христианская, хотя в фильме настойчиво внушается обратное. Это идея манихейская, а с манихейством христианство боролось и борется до сих пор. Христианская идея – война со злом, и германские племена, которые изображали Христа как воинского вождя, ведущего своих дружинников на битву, интуитивно почувствовали правду. Как пишет Аверинцев, вера и верность – однокоренные слова не только на русском, но и на греческом. Вера христиан понимается как верность, военная верность солдат своему полководцу. Ни о каком равновесии речи быть не может.
В этом фильме военная составляющая христианства показана очень магически – волшебные жидкости и амулеты, калькуляция грехов и никакого личного общения с Господом. Но это, видимо, неизбежно для протестантской культуры, которая порвала с католической церковью, но латынь по-прежнему считает сакральным языком для изгнания демонов.
Близость к народной культуре составляет сильную сторону фильма, а попытка экранизировать манихейскую идею о равновесии добра и зла – самую слабую его сторону.