Найти в Дзене
Ecoidea.me

Украшения из упаковки: как известные ювелиры превращают мусор в шедевры

Так они пробуют поговорить с нами о глобальных проблемах.

Все ювелиры, о которых сегодня расскажем, имеют профессиональное ювелирное образование, а это значит, они мастерски умеют работать с драгоценными материалами и могут сделать хоть диадему с бриллиантами, хоть классическое обручальное золотое кольцо. Работать с альтернативными материалами они решили по собственному желанию и из этических соображений.

Бэт Альбер. Кольца. Пластик. Фото https://klimt02.net/
Бэт Альбер. Кольца. Пластик. Фото https://klimt02.net/

Всего 100 лет назад, глядя на изысканные и порой манерные изделия ар-нуво и ар-деко, сложно было даже подумать о том, что спустя век появятся колье из упаковок из-под шампуня, броши из коробочек из-под чая и подвески из спрессованных пивных банок. Жизнь поменялась, и язык ювелиров поменялся вместе с ней.

В середине 20 века в США появились первые полиэтиленовые пакеты, и в течение последующих 20-ти лет их производство стремительно распространилось по всему земному шару. В целом за последние 65 лет производство пластика и синтетических волокон увеличилось в 190 раз. Сложившаяся ситуация просто не оставила выбора ювелирам: сегодня очень многие из них экспериментируют с различными видами пластиков, твёрдыми бытовыми отходами и отходами производства, создавая изделия, которые уж точно не выглядят мусором, а являются произведениями искусства в единственном экземпляре.

Ювелир из Аргентины Ирэн Паломар (Irene Palomar) на данный момент вот уже как семь лет работает с разного рода пластиками. По первому образованию Ирэн инженер-геодезист, по второму – социальный психолог. Около 35 лет Ирэн работала в технической области по своей первой профессии, но в 2008 году решила всё оставить и заняться украшениями. Она делает свои работы в основном из тех вещей, которые рассчитаны на одноразовое использование: пластиковые бутылки, упаковки для еды, сеточки для фруктов.

Ирэн Паломар. Колье. 2018. Переработанный пластик, остатки телефонного кабеля. 55 x 20 x 9 см. Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)
Ирэн Паломар. Колье. 2018. Переработанный пластик, остатки телефонного кабеля. 55 x 20 x 9 см. Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)

Ирэн Паломар. Колье. 2017. Серебро, использованный пластик. 70 x 20 x 6 см. Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)

Иногда для создания украшений необходимы лишь паяльник, обыкновенный утюг и целлофановый пакет. Ювелир из Финляндии Вибке Пандиков (Wiebke Pandikow) разработала такую технику создания украшений, при которой все необходимые материалы она находит в районе, где живёт. Её друзья и соседи знают, кому можно отдать ненужные пакеты, – Вибке.

Почему золото и серебро заслуживают того времени, которое мастер тратит на работу с ними, а пластик – нет? Интересуясь ремёслами Финляндии и Японии, Вибке создаёт альтернативное ремесло, актуальное для 21 века, очень близкое своим подходом традиционным ремёслам: это долгий, поэтапный и требующий терпения процесс. Подобно созданию пряжи или вязанию, или лозоплетению, техника Вибке погружает в созидательную медитацию: этапы работы доведены до некого автоматизма, когда руки сами знают, какие совершать движения, где нажать, где скрутить, и автор, по её собственному утверждению, остаётся в своей мастерской лишь физически, находясь мыслями в совершенно другом месте.

Вибке создаёт сначала из пакетов многослойную материю, из которой впоследствии делает детали изделий. Символично в её творчестве ещё и то, что из искусственного материала, заполонившего все уголки земли, Вибке создаёт не что иное как цветы, листья, корни, кристаллы, словом, придумывает свою альтернативную природу.

Процесс создания изделий Вибке Пандиков. Создано Еленой Карпиловой по мотивам видео ювелира
Процесс создания изделий Вибке Пандиков. Создано Еленой Карпиловой по мотивам видео ювелира

Отходы и в буквальном, и в переносном смысле меняют ландшафты. Вспомнить хотя бы полигон «Северный» вблизи Минска, напоминающий огромную древнеегипетскую мастабу. Аргентинская дизайнер Мабел Пена (Mabel Pena) иллюстрирует с помощью украшений ландшафты, подвергшиеся изменению из-за пластика. Пластиковые пакеты, запутанные в ветвях, закопанные в почве, плавающие в реках, покрывающие пляжи или дрейфующие в морях, – все эти знакомые нам грустные пейзажи эпохи перепроизводства Мабел создаёт в своих изделиях.

Мабел Пена. Колье «Гнёзда-1». 2014. Серебро, бронза, использованные полиэтиленовые пакеты, люффа. 45 x 22 x 3 см. Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)
Мабел Пена. Колье «Гнёзда-1». 2014. Серебро, бронза, использованные полиэтиленовые пакеты, люффа. 45 x 22 x 3 см. Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)

Мабел Пена. Колье «Листва». 2018. Использованные полиэтиленовые пакеты. 58 x 35 x 7 см. Из серии «Дельты, приливы и тайны». Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)
Мабел Пена. Колье «Листва». 2018. Использованные полиэтиленовые пакеты. 58 x 35 x 7 см. Из серии «Дельты, приливы и тайны». Фото Дэмиана Вассера (Damián Wasser)

Датский дизайнер Ким Бук (Kim Buck), известный своей ироничностью в игре с визуальным восприятием материалов, создал серию подвесок, напоминающих небольшие гирьки. Каждая – неповторимой формы, но при этом всех их объединяет кое-что важное. Все эти подвески сделаны из алюминиевых банок из-под пива, и все они абсолютно одинакового веса. Задумка была в том, чтобы на создание одной подвески уходила ровно одна банка.

Ким Бук. Подвеска «Пересекая границы». 2016–2017. Переработанные пивные банки (алюминий). Фото https://klimt02.net/
Ким Бук. Подвеска «Пересекая границы». 2016–2017. Переработанные пивные банки (алюминий). Фото https://klimt02.net/

Бутылочки из-под йогурта стали основой колье вьетнамского ювелира Сам То Зун (SamTho Duong). Это колье называется «lemitcA», и если прочитать название наоборот, то вы узнаете, из-под какого йогурта была взята тара. Колье украшено жемчугом, и такое неожиданное соседство разных по своей природе не может не удивлять. Изделие можно трансформировать.
Интересно, что ювелир живёт в Пфорцхайме, считающимся немецкой столицей ювелирных изделий. Именно на Пфорцхайм приходится 70 процентов товарооборота всей немецкой промышленности по производству товаров из золота и серебра. Как видите, даже проживание в таком городе никак не может повлиять на взгляды неконсервативных ювелиров.

Сам То Зун. Колье «lemitcA». 2014. Пластиковые бутылочки из-под йогурта. 9 x 34 x 40 см. Фото https://klimt02.net/
Сам То Зун. Колье «lemitcA». 2014. Пластиковые бутылочки из-под йогурта. 9 x 34 x 40 см. Фото https://klimt02.net/

Сам То Зун. Колье «lemitcA». 2014. Пластиковые бутылочки из-под йогурта. 9 x 34 x 40 см. Фото https://klimt02.net/
Сам То Зун. Колье «lemitcA». 2014. Пластиковые бутылочки из-под йогурта. 9 x 34 x 40 см. Фото https://klimt02.net/

Ювелира из Англии Луиз Тили (Louise Thilly) всегда интересовала деревообработка и традиционные материалы в строительстве. Однако так сложилось, что её деятельность связана с пластиком. Самый известный проект – серия посуды, которую она создала, вдохновившись традиционным принципам утрамбовывания земли. Она расплавляла пакеты и сжимала их в определённые формы.

Тилли признаётся, что считает пластик недооценённым материалом, ведь сейчас его можно достать абсолютно бесплатно, а возможности у него огромные. Тилли собирает пластик у друзей, на производствах, на улице, а работать с этим материалом она умеет: тут ей пригодились навыки работы с деревом.

Как говорит сама дизайнер, её девиз – «Устойчивость и находчивость».

Луиз Тили. Серия посуды из переработанного пластика. 2015. Фото Эмма Харел (Emma Harrel)
Луиз Тили. Серия посуды из переработанного пластика. 2015. Фото Эмма Харел (Emma Harrel)

Луиз Тили. Колье «Пластик вечен». 2016. Пластик, серебро. Фото https://klimt02.net/
Луиз Тили. Колье «Пластик вечен». 2016. Пластик, серебро. Фото https://klimt02.net/

Луиз Тили. Браслет «Как бриллиант». 2016. Пластик, сплав металлов. Фото https://klimt02.net/
Луиз Тили. Браслет «Как бриллиант». 2016. Пластик, сплав металлов. Фото https://klimt02.net/

Если вы соберётесь в шведский Гётеборг и захотите посетить шоу-рум ювелирных изделий «FOUR», где Карин Рой Андерсон (Karin Roy Andersson) и выставляет свои работы, и имеет в соседнем помещении мастерскую, обязательно захватите в подарок из своей страны печенье, шампунь или моющее средство в пластиковой упаковке. Карин обязательно использует и содержимое, и саму упаковку!

Свои работы она делает из тары из-под всего на свете, превращая пластиковые детали в то ли крыло выдуманной птицы, то ли в фантастические рельефы. Её коллекция «Заструги» посвящена зимним пейзажам. Заструга – это вид снежного рельефа, который создают обычно ветры на бескрайних просторах. Волнистые, с гребнями, словно застывшее неспокойное море, такие поверхности напомнили сестре Карин, биологу по образованию, заструги. Так и появилось название серии.

Прямое включение из мастерской. Отрывок из интервью с Карин Рой Андерсон. Видео Елены Карпиловой

Ювелир Верена Зибер-Фукс (Verena Sieber-Fuchs) родилась в Швейцарии вблизи известнейшего своей текстильной традицией города Санкт-Галлен. Ещё в средние века текстильная промышленность этого города была экономической основой восточной Швейцарии. Верена получила образование в области текстиля и занималась в основном гобеленами и масштабными текстильными работами для интерьеров.

В какой-то момент она взялась за украшения, в которых стала использовать особую технику, взятую из текстильных традиций Санкт-Галлена. Она вязала крючком из кусочков ткани, куда вплетала стеклянные или серебряные бусины, а позже Верена добавила бумагу, фотоплёнку, обёртки от конфет и природные материалы (например, семена).
Верена рассуждает в своих изделиях на политические и социальные темы через материал, непосредственно связанный с тематикой поднятой проблемы. Например, колье «Kragen der Trauer» («Воротник скорби») создано из бумажных похоронных бланков, избыточно напечатанных в Китае. В изделии Верена выражает скорбь по тысячам погибших молодых людей во время
митингов на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году.

Её работа «When I’m 52» («Когда я 52 размера») – колье из ярлыков для одежды 52 размера. Его Верена впервые демонстрировала на себе, хрупкой и миниатюрной женщине, что в который раз давало повод задуматься о том, есть ли смысл ставить маркировки и насколько они не важны для восприятия человека.

Верена Зибер-Фукс. Колье «Воротник скорби». 1989. Детали от бумажных похоронных бланков. Фото www.emuseum.ch
Верена Зибер-Фукс. Колье «Воротник скорби». 1989. Детали от бумажных похоронных бланков. Фото www.emuseum.ch

Ещё одно колье находится в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. В его основе – сотни отдельных кадров из 16-миллиметровой пленки. На плёнке – реклама различных глобальных компаний, таких как «Philip Morris» и «Levis». Каждый кадр вырезан аккуратно из бобины, края каждого кадра были обожжены, чтобы создать рамку изображению. Все кадры соединены стальной проволокой и расположены в хаотичном порядке, что ставит перед зрителем вопрос о взаимоотношении фотографии и кино, статичного и неподвижного, о дуальности нашей жизни. Мелькающие изображения то джинсов, то сигарет, то лиц моделей из рекламы в точности отражают наш постмодернистский мир эпохи потребления, где клиповое мышление пестрит образами и картинками с экранов.

Верена Зибер-Фукс. Колье «Обожжённая плёнка». 1988. Кадры 16- миллиметровой плёнки, нанизанные на стальную проволоку. 43,5 х 115,5 х 14 см. Фото collections.vam.ac.uk
Верена Зибер-Фукс. Колье «Обожжённая плёнка». 1988. Кадры 16- миллиметровой плёнки, нанизанные на стальную проволоку. 43,5 х 115,5 х 14 см. Фото collections.vam.ac.uk