«Добро», если понимать под этим словом «бескорыстную» (то есть, не требующую немедленной оплаты, но вполне допускающий её в перспективе) помощь другим людям, гипотетически должно вызывать у этих самых людей ощущение благодарности, если не на эмоциональном, то хотя бы на рациональном уровне – ведь если человек помог тебе сегодня, то есть смысл иметь с этим человеком хорошие отношения, что бы рассчитывать на его помощь и завтра…
В реальной действительности, однако, часто бывает и совсем противоположная ситуация, когда в ответ на подобную «бескорыстную помощь», люди, на которых эта помощь была направлена, отвечают явно негативным отношением, той или иной степени выраженности.
Иногда это вызывает непонимание у тех, кто занимается подобного рода «добром», да и люди, отвечающие на «добро» неприязнью тоже редко бывают способны внятно объяснить, почему именно они это делают.
На самом же деле, основных причин для данного явления не так уж и много, и большинство реальных ситуаций, так или иначе, сводятся к ним:
1. Добро, как форма асоциального поведения.
Очевидно, что в любом обществе есть свои представления о том, что «правильно», а что нет; как поступает «нормальный» человек, а как поступать уже не совсем «нормально»…Чрезмерное «добро»; «добро» по отношению к тем или иным категориям людей; «добро» в некоторых «не принятых» в конкретном обществе формах и проявлениях, неизбежно будет восприниматься как «странное», «не нормальное» поведение, которое, в свою очередь, часто провоцирует негативное отношение окружающих.
Люди, свершающие такое, выходящие за рамки «нормального поведения» «добро», обычно вызывают весьма неоднозначное отношение в обществе: кто-то относиться к ним вполне доброжелательно, не обращая внимание на их «странности», кто-то наоборот – считает их «глупыми», «безумными», осуждает, осмеивает или даже опасается их.
2. Добро, как проявление слабости.
«Добро», «бескорыстная помощь», «готовность помочь каждому», воспринимается многими людьми (или даже большей частью людей в конкретной социальной группе), как признак слабости: отсутствие сил отказать, желание «угодить», а производящий подобное действие человек – как «слуга», представитель низшей степени социальной иерархии.
Соответственно, человек, который всем старается помочь, вдруг неожиданным для самого себя образом вместо благодарности часто получает пренебрежение и презрение.
3. Добро, как способ навязывания своего мнения другим людям.
«Помощь», о которой не просят; «добро», которое заключается в том, что людям навязывается некий «лучший», «наиболее правильный», с точки зрения производящего данное действие человека, образ жизни и порядок поведения, по вполне очевидным причинам далеко не всегда воспринимается положительно теми людьми, которые становятся их целью.
Даже если такая «помощь» оказывается чем-то действительно нужным для того, кому она оказывается, сама её ультимативная форма может вызвать у многих людей отторжение.
А уж если подобное «добро» представляется человеку ненужным и мешающим его жизни, то оно вызовет отторжение и раздражение совершенно точно, какими бы мотивами ни было продиктовано.
При этом, сам производящий «доброе дело» человек обычно искренне не понимает, почему его «добро» всех так раздражает, и почему вместо благодарности к нему имеются претензии.
4. Добро, как конкуренция или упущенная выгода.
Если помощь оказывается большому количеству людей, то неизбежно возникают те или иные претензии со стороны других людей, которые либо считают, что заслужили помощи в большей степени, и, следовательно - данное другим, это, в некотором смысле, отобранное у них; либо полагают, что люди, которым оказывалась помощь являются «плохими», «недостойными», и тогда любое «добро» по отношению к ним - это никакое не «добро», а «зло».
Соответственно, чем к большему количеству людей проявляется у кого-то «добро», тем больше претензий к нему может возникать у всех этих людей, вплоть до полного отвержения его везде и всюду.
5. Добро, как долг и обязанность.
Если регулярно оказывать людям помощь, особенно бесплатную и «бескорыстную», то рано или поздно наступает момент, когда эти люди начинают рассчитывать на эту помощь и полагать, что она является обязанностью того, кто им её оказывает... И если однажды они не получают той помощи, к которой привыкли и на которую рассчитывали, то у них возникают значительные претензии к тому, кто, как им казалось, «должен» был им помочь, но не выполнил своего «обязательства».
Иногда это проявляется в форме конкретных претензий, иногда, в форме скрытых обид, но итог всегда одинаков - вместо благодарности за то, что человек сто раз оказал бескорыстную помощь, его ненавидят за то, что один раз он её не оказал.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, ясно, что «добро» может стать источником серьезных проблем, в первую очередь с теми, кому оно оказывается.
Избежать большей части этих проблем несложно, если следовать элементарным рекомендациям: совершать «добро» дозировано, осмысленно, учитывая все возможные его негативные результаты; не думать, что сам факт желания «совершить добро» и «добрые устремления» смогут оправдать все его возможные последствия; не лезть со своим «добром» туда, куда не просят; определиться с кругом лиц, которым будет делаться «добро», учитывая их отношения между собой; и, крайне важно - периодически отказывать людям в помощи, в «добре», что бы они никогда не забывали, что эта помощь не является ни службой, ни обязанностью, ни признаком слабости или страха, и в любой момент может быть прекращена.
При соблюдении этих условий вполне можно рассчитывать на благодарность и уважительное отношение со стороны людей. При их не соблюдении, «добро» легко может превратиться в источник серьёзных проблем для человека.