Руководитель группы утверждал, что еще год назад спуск был едва ли не более труден, чем подъем: обледенелые камни на крутом откосе грозили минимум переломами. Но он всегда ходил в мае, самом благоприятном для совершения коры времени года, когда ночью мороз подсушивает ледниковые ручьи, а палящее дневное солнце превращает склоны в каток. Поэтому-то мы и стартовали затемно, чтобы не попасть под талые воды.
В августе все иначе: причуд ледника бояться не нужно, но зато почти постоянно идут дожди, в чем мы убедились на собственной шкуре. Плюс вездесущие китайцы подтащили дорогу практически к самому перевалу, так что, глотнув чайку на постоялом дворе, мы делаем последний рывок к монастырю Зутрул Пхук.
Но недаром говорится что «последний бой – он трудный самый». Вроде бы нужно обогнуть всего четыре горы, но разреженный высокогорный воздух играет злую шутку: расстояния обманчивы, и до монастыря оказывается добрых 15 км.
Зутрул Пхук переводится «Пещера Чуда» (как будто в этих местах можно ожидать чего-то другого!). Когда Миларепа соревновался с бонским жрецом в беге вокруг Кайласа, их застал дождь. Жрец принялся строить стены, а Миларепа просто поднял камень и положил его на два скальных уступа. Укрытие оказалось низким, тогда поэт лег на спину и ногой приподнял камень на следующий уступ. Жрец опять опоздал.
В годы «культурной революции» монастырь, построенный в 1220 г., пять раз пытались взорвать китайцы. Но пещера каждый раз появлялась на прежнем месте. Чуть выше находится еще одно плато для «похорон на небо», а вокруг – множество пещер отшельников. Собак тут тоже хватает.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима