Эта история связана с моим пребыванием в советском совхозе Калининской области после окончания техникума, где я работал механиком. В углу совхозных мехмастерских стоял покрытый приличным слоем пыли, загороженный всяким хламом и забросанный досками ГАЗ-69. Мною он был замечен при первом посещении мастерских. Как не заметить такую машину?
Стал расспрашивать о ней дядю Сеню — токаря, он имел ключи от всех замков и считался хозяином мастерских. Расспрашивал механизаторов и шоферов. Никто из старожилов совхоза точно не помнил, когда эта машина в последний раз выезжала на дорогу. Говорили, что на ней ездил прежний механик, который ушёл на пенсию лет десять назад. У меня возникла идея «завести» легендарную машину.
Мысль в голову пришла и привела её в беспокойство. В один из вечеров попросил я у дяди Васи разрешение остаться после работы, чтобы изучить газик лучше. Он охотно согласился отдать мне ключ от двери мастерских, только попросил занести его вечером домой. Переоблачившись в спецовку, пробрался через завалы к вездеходу, убрал доски. Чтобы открыть дверь, пришлось потрудиться и расчистить часть завалов.
Оказавшись в кабине со стороны пассажира (левая сторона стояла плотно к стене), заметил, что всё на месте и в приличном состоянии. Впереди два сидения, сзади лавки по бортам, тент без дырок. Поднял капот, и тут открылась неприглядная картина. Воздухоочиститель в стороне, карбюратор отсутствует, отверстие в коллекторе заботливо заткнули тряпицей. Свечи на месте. Генератора, трамблёра и катушки зажигания нет.
Как Вы понимаете, «завести» машину с первого раза не удалось, но появилось занятие на вечера. Для начала получил «добро» директора. Ему идея понравилась, тем, что, возможно, я здесь надолго. Удалось найти бывшего механика, он жил в другой деревне, был ещё крепок телом и весел душой. Антон Петрович, так его звали, рассказал, что автомобиль появился в совхозе в 55-м году, как персональный автомобиль директора.
Позднее у директора, тоже пенсионера, появился УАЗ-452, а вездеход передали главному инженеру, который впоследствии стал механиком. Антон Петрович поведал многочисленные истории, связанные с его ГАЗ-69 и сообщил, что при уходе на пенсию, он передал машину современному главному инженеру «на ходу». Он посоветовал отказаться от выяснения местонахождения недостающих запчастей и подсказал где можно найти новые.
При последующем изучении, выяснилось, что нет аккумулятора, пришли в негодность шланги и другие мелкие узлы двигателя. Часть из них удалось раздобыть в «Сельхозтехнике», другие в соседних колхозах, которые посоветовал Антон Петрович. В течение трёх недель посчастливилось укомплектовать мотор, сменить масло и «завести» ветерана.
За это время добровольные помощники разобрали завал перед машиной. Её удалось переставить на удобное для работы место. Полностью осмотреть, протянуть крепёж, пощупать наличие зазоров и заменить изношенные узлы трансмиссии и рулевого, которые собирались «с миру по нитке». С дядей Сеней прокачали тормоза, сделали регулировки, подварили, где считали нужным, подкрасили, заклеили дырявые камеры. Вася, местный слесарь, «прошприцевал» все тавотницы.
Прокатиться и показать машину деревенскому народу решили в День Победы. Накануне машину помыли, натёрли гуталином для блеска, тент сняли. Дядя Вася в молодости служил на границе, у него в запасниках был флаг Погранвойск СССР с древком. У парторга попросили флаг СССР и красное полотнище, на котором зубной пастой написали «С Днём Победы». Флаги и полотнище приладили на машину.
Утром все нарядные: дядя Сеня в кителе пограничника, Вася и я в костюмах при галстуках, собрались в мехмастерских. Ещё раз проверили машину и поехали в соседнюю деревню за Антоном Петровичем — механиком и хозяином газика. Он нас ждал «при параде», оказалось, что он служил в Морфлоте и у него тоже был флаг ВМФ, который спешно приладили на машину.
К совхозной конторе, где в 10 часов утра должен был проводиться митинг по случаю Праздника подъезжали вчетвером. Антон Петрович за рулём. Народ встречал машину аплодисментами и возгласами «Ура!». Антон Петрович выступил на митинге, поздравил земляков, говорил о службе, Победе и работе в совхозе. Народ аплодировал и радовался такому неожиданному подарку к Великому дню.
Через две недели я тоже отправился в ряды Советской Армии отдавать почётный долг гражданина СССР. Директор приказал передать ГАЗ-69 Антону Петровичу, чтобы он за ним следил и на все праздники приезжал на нём к конторе совхоза. Вот такая была история. Что было дальше с машиной и людьми, не ведаю.
Другие публикации канала «Дневник оптимиста» можно увидеть здесь.