....
(по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
ГЛАВА 1. ПОЯВЛЕНИЕ ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ (продолжение)
1.2. Подводное артиллерийское орудие
С развитием артиллерии в полной мере начинает действовать и четко проявляться противоречие между оружием и условиями его размещения на боевых носителях. Одним из первых результатов действия этого противоречия явилось изобретение в начале XVI века пушечного порта, которое оказало решающее воздействие на весь ход дальнейшего развития вооруженной борьбы на море. Размещение орудий теперь не только на верхней палубе, но и на специальных артиллерийских палубах привело к резкому увеличению огневой мощи кораблей. Значительно изменилась в связи с этим и архитектура самих кораблей. Значительно возросли их размеры и водоизмещение. Появляются двух- и трехпалубные корабли, вооруженные сотней и более орудий. Вырабатывается тип линейного корабля, составившего в течение трех столетий основу боевой мощи флотов. Коренным образом меняется и тактика морского боя. Основным боевым строем становится кильватерная колонна, обеспечивающая наиболее эффективное использование полного бортового залпа. Определяющую роль в морском сражении приобретает дальность стрельбы и скорострельность корабельных орудий. Артиллерия перестает быть вспомогательным средством поражения при абордаже и становится самостоятельным, практически основным видом морского оружия.
Значительные качественные изменения в развитии средств вооруженной борьбы на море произошли в первой половине XIX в. в результате появления бомбовых (бомбических) орудий с разрывными гранатами. В 1853 году благодаря массированному применению бомбовых (бомбических) орудий русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова полностью разгромила в Синопской бухте крупный отряд турецких кораблей. Результаты Синопского сражения незамедлительно сказались на развитии военного кораблестроения. Хотя в настоящее время появляются данные, что количество бомбических орудий на эскадре П.С. Нахимова не было очень большим. В любом случае, уже к началу 60-х годов во всех флотах в качестве ответа на появление бомбических орудий начали строиться бронированные корабли. Таким образом, применение разрывных гранат явилось той мерой необходимых изменений в развитии средств поражения, которые обеспечили качественный скачок в развитии защиты кораблей - появление брони.
Для преодоления брони потребовалась замена круглых гранат на продолговатые снаряды - появилась корабельная нарезная артиллерия. Началось почти вековое соревнование снаряда с броней. В течение многих десятилетий это соревнование в значительной степени определяло и направляло развитие основных средств поражения и защиты в морском бою.
Во многих странах велись опыты и по поражению подводной части судов с помощью артиллерии. Однако попытки стрельбы из орудий под углами снижения с малых дистанций не увенчались успехом, так как снаряд плохо проникал в воду, рикошетировал и, ударяя в защищенный броней борт, не причинял броненосцам никакого вреда. После провала этих попыток зародилась мысль стрелять непосредственно под водой, тем более что еще в 1813 году американский изобретатель Роберт Фултон своими экспериментами на реке Гудзон доказал принципиальную возможность такого действия. Для опытов он использовал стандартное орудие с казенной частью, закрытое водонепроницаемой емкостью, и заглушённым пробкой стволом. Заряд воспламенялся через запальную трубку, выведенную на поверхность. При выстреле с дистанции 5 м ядро 4-фунтовой пушки углублялось на 0,3 м в помещенный под водой сосновый сруб.
В 1815 году по проекту Фултона для защиты гавани Нью-Йорка было построено паровое судно «Демологос», вооруженное помимо 32-фунтовых орудий двумя особыми пушками, которые находились в трюме на глубине 3 метра и могли стрелять под водой специальными 100-фунтовыми снарядами.
Интересно: «Демологос» стал первым в мире паровым военным кораблем и первым броненосцем: под наружной обшивкой судна находилась деревянная «броня» толщиной 1,5 метра. Корабль предназначался для береговой обороны в войне, которую в то время США вели с Великобританией. «Демологос» представлял собой 20-пушечный военный пароход, который имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел — в другом. Водоизмещение судна составляло 2 745 тонны при длине 48 метров и скорости не более 6 узлов или 11 км/ч. Корабль был оснащен двумя мачтами с латинскими парусами и комплектом кливеров. В октябре 1814 этот пароход успешно прошел морские испытания, но никогда не использовался в сражении: война с Британией закончилась прежде, чем «Демологос» смог принять в ней участие. Он был поставлен на прикол в Нью-Йорке и использовался как склад. 4 июня 1829 года корабль был разрушен случайным взрывом из-за неосторожного обращения с огнем.
В 1852 - 1862 годах в Великобритании и США был взят ряд патентов на установки для подводной стрельбы. Англичанин Педж предлагал помещать орудие в особом изолированном отсеке, соединенном с резервуаром сжатого воздуха. Когда орудие было заряжено и наведено, открывался подводный клапан напротив ствола, производился выстрел, и клапан быстро закрывался. Считалось, что запас воздуха не позволит проникнуть в отсек большому количеству воды, но опыты показали обратное, и изобретение принято не было. Учтя это, другой англичанин, Суль, предлагал подводное орудие помещать в небольшом цилиндре. Цилиндр закрывался с двух сторон герметичными крышками. Одна крышка была заборной и открывалась в момент выстрела. После залпа цилиндр опять закрывался, а попавшая в него вода вытеснялась сжатым воздухом, затем открывалась задняя крышка, и орудие выдвигалось для заряжания.
Известный английский судостроитель капитан Кольс (1860 г.) решил задачу по-другому: он предлагал выделить на судне специальный затопленный водой отсек, внутри которого установить вращающийся барабан с двумя орудиями. Орудия размещались на барабане так, что когда одно из них находилось наверху для заряжания, другое располагалось внизу в положении для выстрела стволом к подводному отверстию в борту. Воспламенение заряда осуществлялось с помощью электрического тока. После выстрела барабан поворачивался на пол-оборота, поднимая выстрелившее орудие для заряжания, а верхнее орудие опускалось в воду для нового выстрела. При заряжании ствол пушки герметично закрывался пергаментом. Вращение барабана производилось специальным механизмом.
В 1855 году английский инженер Несмит построил подводную лодку, вооруженную артиллерийским орудием. Так как он уже был известен как
изобретатель парового молота, то новый проект этого инженера сразу обратил на себя большое внимание. Лодка Несмита приводилась в движение паровой машиной с гребным винтом и могла лишь погружаться под поверхность воды, чтобы над водой оставался только верх ее дымовой трубы. Она должна была подносить разрывной снаряд к жизненно важным частям неприятельского корабля. По форме она походила на обыкновенное судно того времени, но носовая ее часть снабжалась насадкой в виде тарана, служившей артиллерийским
орудием, в которое и вставлялся снаряд. Лодка была деревянная, но, чтобы обеспечить ее неуязвимость от неприятельских выстрелов, стенки ее корпуса были сделаны необычайно толстыми - около 3 метров, причем в качестве материала взят был тополь, который плохо горит и отличается упругостью. Эта лодка была длиной 24 метра и около 7 метров шириной. Ее внутреннее устройство представляло собой один отсек, заключавший в себе паровую машину, котел и запас угля; здесь же помещался и экипаж, состоявший из четырех человек. В толще палубы, в передней части лодки, была установлена рубка для рулевого с зеркалами в куполе и с сигнальными приспособлениями к машине. На испытаниях была получена скорость более 10 узлов.
Американцы Дорфи и Даффи предлагали изобретенное ими орудие для стрельбы под водой также ставить в носовой части судна вместо тарана. Орудие заряжалось с казенной части, а отверстие в носу закрывалось двумя специальными клапанами. Опыты были удачными, но применения не получили. Она «была помещена в носу... бота, около 20 дюймов (0,5 м) ниже ватерлинии. Этот бот подошел к устроенному около берега дубовому щиту, при ударе пушки о щит произошел выстрел и ядро пробило дубовую доску в 3 дюйма толщины и значительно повредило щит», — так писал об этом эксперименте в 1862 году журнал «Scientific American». Командование флота США осталось неудовлетворенным испытаниями, так как способ использования пушки Даффи практически не отличался от тактики таранного удара.
В 1863 году в России был объявлен конкурс на разрешение вопроса о производстве подводной стрельбы из орудий, расположенных ниже ватерлинии. Лучшей оказалась разработка известного артиллериста полковника Пестича и инженер-механика Миронова. Для предотвращения проникновения воды внутрь судна через подводный порт изобретатели применили набивочную коробку, поставив ее между стенками пушечного порта и орудия. Для установки орудия применили неподвижный станок, по которому ствол мог скользить. Испытания были успешно проведены в Кронштадте в 1864 году.
Однако при всей своей оригинальности указанные выше идеи практического разрешения не получили, несмотря на острейшую нужду в средствах борьбы с броненосцами. Главным препятствием явилось малое расстояние, которое мог пройти снаряд под водой. Опыты, проведенные в 1859 году в Великобритании и в 1862-м в Америке, показали, что даже крупнокалиберное (152 — 178-мм) орудие может нанести действенное разрушение в подводной части судна на расстоянии всего 9-12 метров.
Целый ряд изобретателей пытался вооружить подводными пушками свои субмарины — Фултон, Филипс, Монтуриоль, Нэсмит, Вильруа и другие. Однако стрельба из артиллерийских орудий под водой не получила практического применения. Малая дальность движения снарядов, большое их рассеивание, сложность устройств, препятствующих попаданию забортной воды в канал ствола — все это поставило точку на дальнейших изысканиях в данной области. Дополнительными препятствиями являлись значительная масса орудий и большая отдача при стрельбе. Поэтому изобретательская мысль сосредоточилась на таких устройствах, которые были лишены этих недостатков: минах, ракетах, пневматических пушках.
Поиски более эффективного оружия продолжились...
Продолжение следует....