Поэт просит о чем-то: «Боже, Боже…»
В сентябре 1914 года Александр Блок посвящает Зинаиде Гиппиус удивительное стихотворение «Рождённые в года глухие…»
Почему 1914 год? Почему Зинаиде Гиппиус?
Белая Дьяволица
Так прозвали Зинаиду Николаевну Гиппиус в эмиграции. За экстравагантность, за эпатажность, а главное – за острый ум и едкий язык. Она не стеснялась прогуляться по улице в вечернем платье с крыльями (!), носить мужские костюмы (в начале ХХ века!), призывать в своих произведениях в религиозному обновлению России.
Откуда Гиппиус брала жизненную энергию и силу для такой демонстративной самоуверенности? Думается, что источником её творческой деятельности была вера. Искренняя, рациональная убежденность в справедливости христианского учения в целом и Православия в частности.
Она не была одинокой: вместе с супругом Дмитрием Сергеевичем Мережковским они составляли культурный центр, к которому притягивались деятели литературы в течение нескольких десятилетий.
Она не была голословной: в массиве её литературного наследства несколько сборников стихотворений, книги прозы, драматургии, критики и публицистики.
Но она хотела такого мастерства, которое позволило бы ей свободно говорить о Богу. Об этом – её стихотворение «Бессилье», написанное ещё в 1984 году. В нем говорится: «Мне кажется, что истину я знаю — И только для нее не знаю слов».
Дьявольскую угрозу коммунизма, предсказанную Достоевским в «Бесах», Зинаида Гиппиус чувствовала всем сердцем. И открыто говорила друзьям-символистам о ней, осуждая пламенные революционные порывы. Она считала роковой «финишной прямой» дорожку от Бога – прямо в адскую пропасть.
Возможно, именно это предостережение имел в виду Блок, посвящая З.Н. Гиппиус своё стихотворение накануне Первой мировой войны.
Парниковый мальчик
Потрясающим было блоковское ощущение и понимание современной ему действительности. Потрясающим потому, что весь уклад его жизни ограждал поэта от массового социума и его проблем.
Он родился и вырос в «парниковой» интеллектуальной среде. Его домом был Петербургский университет. В буквальном смысле. Его семья жила в профессорском доме при университете. Его отец был профессором университета. Его дедушка был ректором университета. Его мама, тетки и бабушка были литераторами, переводчиками и интерпретаторами ученых и художественных изданий.
Он был Александром в кубе: мама Александра, папа Александр. Он был интеллектуалом «до мозга костей». С молоком матери впитывал культуру в свою поэтическую кровь. Его призванием была поэзия. Казалось, чего бы ещё желать? Живи, учись, наслаждайся любимой деятельностью. При чем здесь чья-то чужая нужда, нищета, несправедливость, социальные потрясения?
Но его пронзительные, порой обличительные, порой трагические тексты – прямые символические предсказания грядущих реальных государственных преобразований и невеселой перспективы для россиян.
В русле символизма
«Года глухие» - не наше время, говорит поэт. Для людей, живущих спокойно есть возможность позабыть свою унылую история. А мы – поколение поэтов «серебряного века» - живем в «испепеляющие годы» войн и революций, которые не забудутся никогда.
Никогда?
У вас, уважаемые читатели, нет ощущения, что уже забываются?
Блок не так безусловно, как Гиппиус, предчувствовал смерть России. Он показывает два пути: безнадежной гибели или лишь временного безумия. При котором язык сковала «немота», а сердца наполнила «пустота».
Он готов не смириться, а принести себя в жертву обновлению. Поэтому и взывает к Богу с призывом выбрать достойных и повести их к новому воскресенью.
Два слова о ЕГЭ
Авторитетная комиссия, предлагая это стихотворение для ответов по теории литературы, ждёт, что будут отмечены излюбленные Блоком ямб, инверсия, риторические вопросы и эпитеты.
И задает заковыристый вопрос: «Какой приём использует автор в строке: «От дней войны, от дней свободы»?» как бы вы ответили? Противопоставление? Антитеза? Нет: повтор!
Дорогие друзья!
Если вы планируете основательно подготовиться к ЕГЭ по литературе, приходите на мой канал.