Название этого киножанра происходит от латинского слова «пеплум». Которое, в свою очередь, возникло из греческого «пеплос» и означает просто одежду. То есть пеплум — это кино про персонажей в античной одежде. Иногда его также называют «sword & sandal», «меч и сандалия», по аналогии с жанром «меч и магия» в фэнтези. Каковы отличительные признаки пеплума? Это время действия (античность), большая продолжительность (обычно не менее 2 часов) и масштаб событий, включая батальные и прочие сцены с огромной массовкой. Историческая достоверность в таких фильмах обычно принесена в жертву зрелищности. Перечислим в хронологическом порядке лучшие кинокартины этого жанра.
«Бен-Гур», снятый в 1959 году. Как и одноимённый роман американского писателя Лью Уоллеса, на историчность не претендует. Главный герой полностью выдуман, его приключения настолько же реалистичны, как и похождения Индианы Джонса или агента 007. Зато в фильме есть отлично снятые гонки колесниц, кораблекрушение, мятеж в городе и прочие яркие запоминающиеся сцены.
«Спартак», двухсерийный фильм Стэнли Кубрика, вышедший в 1960 году. Полная продолжительность всего фильма — 3 часа 17 минут. По мнению как зрителей, так и кинокритиков, это один из лучших голливудских фильмов за всю историю мирового кинематографа. Он получил 4 «Оскара», а также «Золотой глобус» за 1961 год.
Вдохновлённый успехом «Спартака», на съёмки которого были затрачены 12 миллионов долларов, режиссёр Джозеф Манкевич в 1963 году снимает один из самых дорогих пеплумов в истории — фильм «Клеопатра», с бюджетом в 44 миллиона. Увы, фильм в прокате не окупился, зато в плане зрелищности с ним на тот момент не могла соперничать никакая другая кинокартина. В итоге получилась одна из лучших кинобиографий египетской царицы, очаровавшей Цезаря и Марка Антония.
Следующий классический пеплум, «Падение Римской империи», был снят в 1964 году. Его постановка стоила 20 млн. долларов, он считается последним из голливудских пеплумов 1960-х. Поскольку сюжет фильма посвящён войне Марка Аврелия и его сына Коммода с германскими племенами, в нём хватает как политических и династических интриг, так и сцен боёв с варварами. Впоследствии похожий сюжет будет использован в кинокартине «Гладиатор», снятой в 2000-м году.
Фильм «Даки», вышедший на экраны в 1966 году, редкий пример не голливудского пеплума. Он был снят румыно-французской командой и повествует о героической борьбе даков, предков румын, с римскими поработителями. Это кино несколько короче обычного пеплума, его продолжительность 1 час 50 минут. Сцены боёв в нём поставлены весьма реалистично, к тому же они снимались именно на тех землях Румынии, где проходили битвы римлян с местными племенами.
В конце 1960-х жанр пеплума практически исчез, чтобы возродиться в 2000-х. Первым «новым пеплумом» можно считать фильм «Гладиатор». При бюджете в 103 миллиона долларов эта картина собрала в прокате 457 млн., тем самым показав, что фильмы такого жанра могут приносить большую прибыль.
Из пеплумов нового поколения невозможно не упомянуть «Трою» 2004 года. Режиссёрская версия имеет продолжительность более 3 часов, в фильме снимались известнейшие киноактёры: Брэд Питт, Орландо Блум, Питер О'Тул и другие. Экранизация сюжета «Илиады» обошлась постановщикам в 175 миллионов долларов, а сборы в кинотеатрах достигли полумиллиарда. Красочная постановка боёв и актёрская игра делают это кино безусловной классикой пеплума.
Ещё один классический фильм — «300 спартанцев» режиссёра Зака Снайдера. Фильм вышел в 2007 году и немедленно обратил на себя внимание незабываемой графикой, позаимствованной из одноимённого комикса Фрэнка Миллера. Впоследствии была снята вторая часть: «300 спартанцев: Расцвет империи», но именно первая картина поставила рекорд по сборам. При бюджете в 65 млн., то есть почти втрое меньшем, чем у «Трои», «300 спартанцев» в прокате собрали почти столько же — 456 млн. долларов.
Следующий фильм, снятый в 2010 году, гораздо скромнее. Картина Нила Маршалла «Центурион» обошлась всего в 12 миллионов и притом не окупилась в прокате. Но исторический триллер о легендарном IX Испанском легионе, отправившемся на север Британии, чтобы уничтожить вождя пиктов, вполне заслуживает просмотра.
То же можно сказать и об «Орле Девятого легиона». Этот фильм появился в 2011 году, его сюжет повествует о возвращении молодым центурионом Марком Флавием легионного орла, захваченного пиктами. Бюджет в 25 миллионов долларов, время действия и масштабные сцены боёв в этом фильме позволяют отнести его к жанру пеплума, обретшему второе дыхание после 2000-х.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев