Эволюция человека – это эволюция его потребностей (Энгельс?).
Пещерные люди
Пещерные люди мало отличались от антропоидов (человекообразных обезьян). Их жизнедеятельность обусловливали простейшие биологические потребности в еде, питье, сне и тепле. Но удовлетворить эти потребности в достаточной мере не удавалось, поэтому пещерные люди жили в постоянном страхе. Позже страх дополнился эмоцией гнева, чтобы таким образом защититься от хищных животных и захватчиков из других пещер.
Питались пещерные люди дарами природы и животными, которых удавалось убить с помощью примитивных орудий охоты.
Спаривание (и размножение) происходило также, как и у антропоидов, преимущественно инстинктивно (половое влечение только зарождалось и было обусловлено всплеском гормонов под влиянием солнца).
Таким образом, первых первобытных людей можно определить, как людей «животных» или «эмоциональных».
Общинные люди
Их жизнедеятельность также определялась текущим животными потребностями, но совместное (основанное на сотрудничестве) примитивное хозяйствование (выращивание зерна и овощей, выкармливание домашних птиц и животных), наряду с охотой и рыбалкой, все же позволяло им быть достаточно сытыми, что создавало позитивный эмоциональный фон жизни. В результате стали образовываться положительные эмоции уверенности (бесстрашия) и радости.
Всплеск положительных эмоций происходил, главным образом, после удачной охоты и сбора урожая. И это побудило людей к организации праздников, где основным стали игры, имитирующие охоту и труд, а позже и взаимоотношения, прежде всего половые. Последнее было обусловлено развитием семейных отношений, в основе которых стало больше полового влечения, нежели инстинкта продолжения рода.
Постепенно общинные праздники стали ведущим мотивом в жизни людей (праздников ждали, к ним готовились), а потребность в играх (как сложнейшая биологическая потребность) стала у них доминирующей. Таким образом, общинных людей можно определить, как людей «играющих».
Средневековые люди
Отличительной особенностью средневековых людей была психическая потребность в рефлексии (познании себя, своих особенностей). Эту потребность они стремились (подсознательно!) удовлетворить во всевозможных видах деятельности как созидательного, так и преступного свойства.
Эмоциональная сфера жизнедеятельности людей при этом расширилась и усложнилась. Из эмоций (первичных ситуативных переживаний) у них стали образовываться долговременные переживания (чувства), как положительного, так и отрицательного свойства. И последние (в виде тревожности, враждебности, ненависти, злорадства и зависти) преобладали, ибо постоянно шли войны с грабежами и насилием. Насилие проявлялось и на местном уровне. Богатые и властные эксплуатировали бедных и зависимых.
Усложнились и половые отношения. Половое влечение стало проявляться в острой форме – страсти, и нередко приводило к насилию. В то же время в «благородных» слоях общества стало культивироваться новое чувство «влюбленность» и связанные с ним манеры поведения и ухаживания за женщиной (примером могут служить «дамы сердца» у «средневековых рыцарей», в поведении которых, правда, было больше ритуала, чем чувства).
Можно сказать, что вся жизнь средневековых людей была подчинена главному стремлению – познать себя, причем как можно разностороннее, в том числе посредством насилия над другими (что еще раз заметим, происходило на подсознательном уровне, то есть ими не осознавалось).
Таким образом, средневековых людей можно определить, как людей «рефлексирующих».
Цивилизованные люди
В Эпоху Возрождения, связанной с развитием искусства и науки, стали образовываться цивилизованные люди, типичные и для современного времени. Для этих людей было характерно доминирование социальных потребностей в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании и самоопределении.
С актуализацией и удовлетворением этих потребностей по существу и был связан процесс «возрождения» (в самом широком смысле слова), включающий в себя в том числе формирование самого человека, как социальной креативной (творческой) личности.
Таким образом, с Эпохой Возрождения связано появление «креативных» людей, мотивированных на созидание.
Еще одно достижение этой эпохи состоит в образование в людях (точнее в креативных людях) генерального человеческого чувства – чувства любви, призванного стать вдохновляющим фактором непрерывного креативного процесса созидания.
Следуя эволюционной логике, можно считать, что начатый в Эпоху Возрождения креативный процесс должен был бы продолжаться до тех пор, пока в людях не актуализируются потребности еще более высокого порядка. Какие?
Чтобы ответить на опрос, важно оглянуться назад и осознать, что названные выше потребности (биологические, психические и социальные) являются потребностями «для себя», то есть являются побудителями индивидуального развития человека (и не касаются развития других людей).
Отсюда, нетрудно предположить, что следующим уровнем потребностей (по иерархии) должны были бы стать социальные потребности, ориентированные «на других» (а по большому счету – на весь мир, всех людей с целью созидания всеобщего благополучия на глобальном уровне).
Как назвать социальные потребности, ориентирующие людей на обеспечение тотального благополучия, – не столь важно. Важно понять, какие должны быть люди в будущем? По-видимому, – это должны быть люди «разумные» (homo sapiens?).
Таким образом, вырисовывается гипотетическая эволюционная перспектива: креативность, возникшая в Эпоху Возрождения, нарастая и охватывая все новые сферы деятельности людей должна был бы привести к возникновению коммунизма.
Однако, как известно, произошел переход к капитализму, новому способу насилия над человеком.
Здесь полезно вновь обратиться в прошлое и отметить следующее: первобытнообщинный строй был основан преимущественно на сотрудничестве; Средневековье (феодализм), а еще раньше рабовладельческий строй держались на тотальном насилии; Эпоха Возрождения с ее креативным началом должна была бы вновь повернуть людей к сотрудничеству. Но этого не произошло. Победили насильники и эксплуататоры, которые правят миром до сих пор…
Почему же креативность не стала всепоглощающим процессом социальной жизни и не двинула развитие общества к коммунизму? Ответ прост: творческие люди слишком увлеклись своей практической работой и не позаботились о воспитании себе подобных.
Не происходит этого и сегодня. Хуже того: и наука, и искусство деградируют, усугубляя общую деградацию населения Земли.
Выводы
Из всех обществ честнее была община.
Эволюция потребностей обусловила эволюцию личности людей, их эмоциональной и половой сфер.
Эпоха Возрождения была предвестием коммунизма. Но эволюция пошла по ложному (капиталистическому) пути, ведущему к тотальной деградации человечества.
P.S.
Читайте на Канале «Воз сена» в продолжение темы:
Коммунизм возможен;
«Фани, мне стало приятно»;
Назад – в общину. Мужики согласятся;
Коммунистические созидатели;
Человек бессознательный;
Школа в будущем; и др.