Найти тему

Что если мозг ошибается?

Сегодня мы поговорим о книге, которая стала шедевром нон-фикшн, и которая стала неким стандартом научных бизнес-сообществах - это книга “Думай медленно, решай быстро”.Автор Далиэль Канеманн - психолог, который получил Нобелевскую премию по экономике. И как можно ожидать от нобелевского лауреата, книга не простая, Канеманн не особо подстраивается под рядового читателя и, по сути, это такое энциклопедическое собрание, охватывающее сорокалетний опыт Каниманна в исследованиях мышления человека. 

Канеманн пишет, что у нас есть 2 режима мышления. Он называет их Система 1 и Система 2. 

Система 1 быстрая, бессознательная, интуитивная и она помогает нам быстро принимать решения, когда это необходимо. Ей в названии соответствует “решай быстро”.

Система 2, наоборот, медленная, сознательная, рациональная и к ней относится “думай медленно”. 

Например, если вы слышите какой-то подозрительный звук в кустах, то Система 1 побуждает вас быстро убегать. Но Система 2 заставляет вас немного задуматься, и вы понимаете, что это всего лишь соседская собака. 

Проблема Системы 2 в том, что она помимо того, что медленная, еще и очень ленивая. И в основном мы функционируем на основе Системы 1, а Система 2 включается только в особенных ситуациях, но в основное время принимает те впечатления, которые передает ей Система 1.

В идеально-рациональном мире мы бы, принимая решение, рассматривали все возможные варианты, просчитывали все вероятности. Но в реально мире у нас нет для этого ни временных ни умственных возможностей и поэтому мозг старается сэкономить время и энергию и прибегает к механизму ЭВРИСТИКА.

“Эвристика - это когнитивные хитрости, которые помогают упростить процесс принятия решений”

И обычно этот механизм справляется со своей работой, но есть ситуации, в которых эвристика приводит к серьезным ошибкам. Канеманн приводит много разных ошибок и искажений нашего мышления, но мы рассмотрим основные:

  • Эффект прайминга. Сначала этот эффект заметили в словах. Например, если вы недавно видели слово “еда”, а потом вас попросили дополнить буквами слово из 4 букв: М_ _О, то вы вероятнее дополните его до слова “МЯСО”, чем до слова “МЫЛО”.

Хотя если до этого вы видели глагол “мыть”, то наоборот слово “МЫЛО” будет более вероятным. 

Но прайминг распространяется не только на слова. Например, студентам выдавали группы из 5 слов и просили составить фразы из 4 слов. И некоторым студентам попадались слова, ассоциирующиеся со старостью: “лысый”, “морщины,” “забывчивость” и т. д. И потом студентов просили якобы перейти в другую комнату для следующей части эксперимента и было замечено, что студенты, которым попадались слова о старости шли медленнее.

Также упоминание о деньгах заставляло участников эксперимента вести себя эгоистичнее. То есть они менее охотно помогали экспериментатору, уронившему карандаш. 

Прайминг работает и на уровне культуры. Есть культуры, которые окружают людей упоминаниями о деньгах, о Боге, в каких-то культурах повсюду развешаны портреты вождя и все это влияет на нас не всегда, достойным для гордости, образом.

  • Эффект привязки или якоря. Мы как бы привязываемся к первоначально предложенной нам информации. Например, если вас спросят: “когда Ганди умер, было ему больше или меньше 144-х лет?”

И хотя эта цифра 144 покажется вам абсурдной, ваша оценка его возраста будет выше, чем если бы вас спросили: “было ли ему больше или меньше 44 лет”.

Этим удачно пользуются продавцы, когда задают намеренно завышенную цену, потом снижают ее  и нам она кажется оптимальной, но на самом деле все-рано является высокой.

  • Фокус на негативном. В нашем мозге, как и в мозге животных, есть механизм, который заставляет нас отдавать приоритет дурным новостям. Потому что это важно для выживания. При этом мозг фокусируется даже на символических сигналах опасности. Например, негативно заряженные слова: “война”, “кровь”, “убийство” и т. д. привлекают наше внимание.

И на этом построен бизнес медиа. На нас обрушивается огромное количество информации и наш мозг пытается как-то эту информацию отфильтровать и отделить важное от неважного. И для нас нет ничего важнее, чем выживание.

Хорошие новости не продаются, никого не интересуют те сотни тысяч самолетов, которые долетели, но всех интересует один самолет, который упал.

  • Эффект доступности. Проявляется он в том, что, чем легче какое-то событие всплывает у нас из памяти, тем более частым и вероятным оно нам кажется.

Например, новость о крушении самолета, навряд ли, изменит вашу оценку безопасности перелетов. Кстати, террористы являются профессионалами по созданию эффекта доступности, когда происходит какой-то террористический акт, то мы временно избегаем больших скоплений людей или общественных мест. Но если немножко напрячь Систему 2, то мы поймем, что вероятность погибнуть в террористическом акте ничтожно мала. 

  • Мы упрощаем реальность. Нас окружаю неопределенный, случайный мир и у нас просто нет умственных ресурсов для того, чтобы проанализировать всю возможную информацию.

Система 1 помогает нам с этой проблемой справиться и создает связные истории. При этом не важно качество и количество данных, на которых основана эта история, мерой успеха является именно связность истории. 

Это можно хорошо наблюдать при оценке успеха, когда бизнесмены пишут книги о том, как они пришли к успеху и дают какие-то советы на основе своего опыта. Как правило это связная история, в которой возникают причинно-следственные связи, которых на самом деле не было и очень недооцениваются факторы микрособытий и фактор удачи, которые могли бы коренным образом изменить ситуацию.

  • Что ты видишь, то и есть. Например, если я спрошу вас: “будет ли Мария хорошим лидером, она умная и сильная?” То вам в голову моментально придет ответ: “Да”. Но, что, если дальше будут следовать прилагательные: “коррумпированная и жестокая”. То есть мы выбираем наилучший вариант ответа на основе ограниченной, доступной нам информации. И часто не учитываем, что у нас нет необходимой информации для формирования правильного суждения.
  • Эффект фрейминга. То есть разные способы подачи одной и той же информации, вызывают у нас разные эмоции. Этим пользуются в маркетинге. Например, продукт, на котором написано 90% без жира будет более привлекательным, чем продукт с надписью 10 % жира.

ТО есть, по сути, это одно и тоже, но мы видим только одну формулировку и срабатывает принцип “что ты видишь, то и есть”.

  • Подстановка. Например, когда мы сталкиваемся с трудным вопросом и на него не находится адекватного ответа, то Система 1 подыскивает родственные, более легкие вопросы и выдает на них ответы. 

Например, если нас спрашивают: “насколько ты счастлив?” Мы можем ответить на вопрос: “какое у меня сейчас настроение?” Или вместо вопроса: “стоит ли вкладываться в акции Эппл?” Мы отвечаем на вопрос: “а какие эмоции вызывают у меня продукты Эппл?”

Мы знаем о себе и о мире гораздо меньше, чем нам кажется. И, возможно, если мы это признаем, то будем избегать серьезных ошибок и вообще будем менее уверены в своих суждениях.