«Криминальное чтиво» (1994) режиссера Квентина Тарантино - фильм, полный отсылок, цитат и аллюзий на другие культовые фильмы. Давайте посмотрим на него сквозь призму отношений между отдельными произведениями. Не ля кого не секрет, что Тарантино черпает вдохновение в фильмах других режиссеров, создавая свой собственный уникальный.
«Я краду из каждого когда-либо сделанного фильма. Я краду у всего. Великие художники воруют, не воздают должное, - сказал Тарантино в 1994 году. Цель этой статьи - показать, как автор « Криминального чтиво» относится к другим известным фильмам.
Что такое «Криминальное чтиво» ?
Криминальное чтиво - это гангстерское кино. Это история, состоящая из нескольких эпизодов, сочетающих насилие, кровь и наркотики. Главными героями являются гангстеры, мафиози и его жена, продажные боксеры и грабители. И все же было бы ошибкой называть этот гангстерский фильм. На самом деле, это сочетание разных жанров, таких как фильм нуар или триллер.
Бульварное чтиво
Фильм Квентина явно вдохновлялся фильмами про криминал и американской бульварной литературой. Название является очевидным подтверждением этого. Бульварное чтиво - журнал или книга со скандальным контентом, напечатанным на характерной, грубой и дешевой бумаге. Такие журналы, опубликованные в годы 1896-1950, были дешевым развлечения для рабочего класса в Америке. Отпечатанные на некачественной бумаге, продаваемой по доступной цене, они обычно содержали скандальные истории, полные насилия. Обложки этих журналов были красочными и украшены многими деталями. Что и является рекламным плакатом " Криминального чтива" . Кроме того, фильм разделен на главы с заголовками, как бульварных журналах. Даже герой фильма Винсент Вега, пользуясь туалетом, читал роман Питера О'Доннелла под названием « Скромность Блэйза», имеющая много общего с бульварной литературой.
Вдохновение
Не секрет, что режиссера « Криминального чтива» привлекают такие режиссеры, как Мартин Скорсезе, Альфред Хичкок и Федерико Феллини. Я приведу несколько примеров того, как с помощью конкретных движений камеры, снимков или реквизита Тарантино «цитировал» этих и других авторов в своем фильме.
Хичкок
Отсылка «Криминального чтива» к творчеству Хичкока - движение камеры, называемое «долли зум». Оператор адекватно использовал этот эффект в сцене с передозировки героина Мии, что дало этой сцене драматургию и привлекло внимание зрителя к ключевому моменту. Эффект был достигнут путем увеличения при отдалении камеры. Роберт Бёркс, оператор Хичкока, использовал «Долли зум» в фильме «Головокружение» (1958).
Другим примером влияния творчества Хичкока на Тарантино является сцена, относящаяся к фильму «Психо» (1960), в которой боксер Буч Кулидж, вернув золотые часы, сталкивается с мафиози, которого он обманул. В Психо была похожая сцена, в которой главная героиня за рулем автомобиля наткнулась на своего босса, которого ранее грабила.
Конкурс танцев
Танцевальная сцена в ресторане, в которой Винсент Вега танцует с Мией, женой своего босса, до смешного похожа на сцену из фильма «Восемь с половиной» Федерико Феллини (1963). В обоих фильмах танцевальные движения и кадры практически идентичны. Тарантино утверждает, что вдохновением для ее съемок послужила сцена из фильма «Банде» (1964), но я не вижу никакого сходства между ними.
Таксист (1976)
Таксист Мартина Скорсезе - один из любимых фильмов Квентина Тарантино. В « Криминальном чтиве» подставной боксер Бутч, после драки, в которой он убил противника, сбегает с ринга и выскальзывает из окна прямо в темный переулок. Там его ждет такси, желтая машина из шестидесятых и семидесятых, похожая на ту, на которой ездил Трэвис Бикл. То, как Бутч рассказывает историю битвы в следующей последовательности, напоминает монолог водителя такси в фильме Скорсезе. Сцена также была снята аналогичным образом: салон автомобиля просматривается через переднее окно, где водитель на переднем плане справа, а пассажир на втором - слева.
Шевроле Малибу
Что связывает фильм ужасов Кэрри (1976) и Криминальное чтиво (1994)? В каждом из этих фильмов вы можете увидеть похожую композицию, изображающую красную машину, шевроле Малибу 1964 года, в котором сидит первоначально причесанный Джон Траволта. Герой, которого он играет в «Криминальном чтиве», ездит на той же машине, что и главный герой фильма семидесятых.