В 2019-м году по миру прокатился фильм под названием «Пленённое государство» (Captive State). Прокатилось плохо, ажиотажа зрительского не вызвала и собрала менее половины своей стоимости (не такой уж и высокой по меркам современного Голливуда). И это при том, что в одной из главных ролей фильма снялся любимый многими актёр, по жанру кино относилось к всегда популярной научной фантастике, а поставил его талантливый англичанин Руперт Уайатт («Восстание планеты обезьян»). Так, в чём же дело?
Планета под игом
Завязка у «Пленённого государства» сходна со многими фантастическими фильмами, и в первую очередь - с «Днём независимости». На Землю прилетают агрессивно настроенные инопланетяне. Они атакуют людей по всему глобусу и быстро показывают, у кого дубинка тяжелее. Всяческое сопротивление сломлено, но тут пришельцы вдруг идут на компромисс. Они предлагают землянам сотрудничество на довольно выгодных условиях. Люди могут продолжать жить почти так же, как жили, но только под внешним руководством. Во всех столицах мира устраиваются запретные зоны, из которых инопланетяне руководство и осуществляют.
Первые же годы после принятия ультиматума показывают, что живётся под инопланетным игом не так уж плохо. Резко снижается преступность, на нет сходит безработица. Да, при этом растёт финансовое неравенство, так оно и без инопланетян постоянно росло. Казалось бы, живи, да радуйся, и неважно, что на условном троне заседают не прямоходящие приматы, а прилетевшие издалека рептилоиды.
Многие люди и радуются. Особенно «элиты», ставшие связными между людьми и пришельцами. Но много и таких, кто жизни под инопланетным правлением не приемлет. Их особенно заботит та скорость, с которой новая всепланетарная власть выкачивает ресурсы Земли, используя людей в качестве рабочей силы. Горстки недовольных пытаются организовывать мятежи то тут, то там, но из-за тотальной слежки и высоких технологий пришельцы остаются практически неуязвимы.
При чём здесь Алжир?
За полвека до съёмок «Пленённого государства» на экраны мира (далеко не всего по политическим причинам) вышел фильм под названием «Битва за Алжир». В нём итальянские и алжирские кинематографисты рассказали о сопротивлении, которое жители этого государства в Северной Африке оказывали французским колониальным силам. Рассказали очень подробно, с мельчайшими деталями и нюансами, при чем – как бы глазами представителей обеих противоборствующих сторон.
У «Битвы за Алжир» была чёрно-белая картинка, близкая к документалистике стилистика и полное отсутствие узнаваемых лиц в кадре. Собрал фильм не очень большую кассу, но при этом вызвал большое уважение у кинокритиков и кинематографистов. Его номинировали на три «Оскара», при чём – уникальный случай – в разные годы. В 1967-м году «Битва за Алжир» попала в номинацию «Лучший иностранный фильм», а ещё через два года вновь вернулась в списки номинантов, поборовшись в категориях «Лучший сценарий» и «Лучшая постановка». Пусть «Оскар» ни один ей так и не достался, но фильм до сих пор упоминают в списках лучших фильмов за историю кинематографа и пересматривают любители хорошего, качественного, умного кино.
Какая же связь между псевдодокументальным фильмом об алжирских событиях и фантастическом боевике о событиях вымышленных? Сейчас поясню.
То ли человеки поглупели, то киношники перемудрили
Не пытайтесь искать в русскоязычных онлайн-кинотеатрах или на российских торрентах фильм «Пленённое государство» - не найдёте. Потому что у нас оно называется по-другому – «Битва за Землю». Дурацкое название, согласен. Но это тот редкий случай, когда локализаторам вольность с названием хочется простить. Потому что они явно смотрели старый итало-алжирский фильм и таким способом намекнули на некую связь его с этой фантастикой Руперта Уайатта.
Уайатт «Битву за Алжир» явно тоже смотрел и фантастический боевик снимал с оглядкой не на Роланда Эммериха, а на итальянца Джилло Понтекорво. Он перенял у него неспешную и дотошную манеру рассказа о сопротивлении. Перенял принцип – многолюдный фильм, где главных героев сложно вычленить. В «Битве за Землю» зрителя тоже перекидывают постоянно то к кому-то из заговорщиков, то к представителям властей, пытающихся заговор раскрыть. И, увы, такая манера повествования оказалась слишком недружелюбной зрителю, привыкшему чавкать поп-корном под грохот «Трансформеров».
Уайатт не удержался от того, чтобы не приглашать знаменитостей в фильм, и как минимум одна кинозвезда в его картине есть. Это Джон Гудман («Большой Лебовский», «Кловерфилд, 10») в крупной роли полицейского, преследующего борцов сопротивления. Но Гудман – не настолько большой «звездюк», чтобы привлечь в кинотеатры толпы. Чай, не Бред Питт какой, не Том Круз. Его присутствие, скорее, разрушило ту документальность, какая была в «Битве за Алжир» и какую пытался привнести в свою «Битву за Землю» Руперт Уайатт. Но все равно «Пленённое государство» - редкое по достоверности фантастическое кино. И смотрится оно с большим напряжением.
В общем, думаю, фильм даже в условиях фантастического «безрыбья» не стал хитом именно потому, что оказался слишком сложен по киноязыку, по способу повествования для массового зрителя. Или всё же это сами кинематографисты перемудрили и выкатили на экраны нудный и скучный фильм? Если не смотрели его, посмотрите и напишите, пожалуйста, как вам такое кино.