Найти в Дзене
Детки в теме

Сказкотерапия для детей: как сочинять и применять. Простая инструкция

Мир ребенка наполнен сказками и фантазиями, как мир первобытного человека. В сказках ребенок ищет объяснение, через них понимает мир.

Сказкотерапия - мягкая, но очень действенная методика воспитания, и работы над психологическими и даже физиологическими проблемами.

Зачем детям сказки?

У сказки практически безграничные возможности! С её помощью можно сформировать правильный образ врача, воспитателя, учителя и т.д. Сюжет поможет скорректировать поведение, объяснить эмоции, дать алгоритм действий для решения проблемы. Есть сказки прорабатывающие проблемы касающиеся дружбы, ночных страхов, плохого аппетита и даже болезней (сказки, где по сюжету нужно делать различные упражнения).

Любим сказки с самого раннего детства, как наверно и все.
Любим сказки с самого раннего детства, как наверно и все.

Почему именно сказки?

Детям проще воспринять информацию из отвлеченной истории, где мораль обращена не к нему, а к герою сюжета, пусть даже сильно на него похожему. Сказка добра, она не поучает, не читает нотаций, не ругает. Это история об ошибках и трудностях кого-то другого и именно это помогает посмотреть на себя и свою проблему со стороны. А позитивный опыт героя подталкивает поступить также.

Когда рассказывать?

Что бы добиться результата а не вещать в пустоту важен настоящий контакт и время, когда ребенок расположен к общению. Рассказывайте историю в дороге, когда у вас есть время хорошенько её обсудить, перед сном или за совместным занятием.

О чем рассказывать?

Интернет пестрит готовыми сказками, но подбирать их нужно с умом. Сюжет должен содержать проблему и решение. Если рассказ о мальчике, который боится привидений, то сказка, в которой говорится "он понял, что привидений нет и перестал бояться" - плохая сказка. В хорошей расскажут, например, о "волшебной песенке", которую поешь и страх убегает. Можно сочинить сказку самим.

В конце статьи я дам универсальный план терапевтической сказки для самостоятельного сочинения.

Об окружающем мире сыну тоже интереснее слушать в сказках.
Об окружающем мире сыну тоже интереснее слушать в сказках.

Как рассказывать?

Можно просто рассказывать сказку и обсуждать её. А можно сопроводить рассказ творческой деятельностью - это подогреет интерес юного слушателя, будет способствовать развитию фантазии и других навыков. Например, можно слепить героев из пластилина или соленого теста, показывать спектакль или разыгрывать сценки. Можно проводить рефлексию с помощью рисование карандашами, мелками, песком.

Кому рассказывать?

Сказкотерапия хорошо работает с самого раннего возраста и вплоть до средней школы. Сюжеты и герои меняются с взрослением ребенка. Принцип повествования также меняется: сначала вы рассказываете сказку сами, затем больше практикуете совместное сочинительство, а в старшем возрасте можно просить ребенка завершить сказку самостоятельно - это позволит ребенку раскрыться, а вам больше узнать о его внутреннем мире. Здесь подробнее интересно о сказках для подростков.

Для подростков очень подходят психотерапевтические сказки, где в форме повести или рассказа говорится о чувствах, морали, вопросах жизни и смерти, любви и других. Они могут быть неоднозначными, не всегда со счастливым концом, часто содержат риторический вопрос и заставляющие подумать. Эти глубокие сюжеты стимулируют личностный рост ребенка.

Как самому сочинить сказку?

Четко следуйте плану и используйте слова-маркеры (это сконцентрирует внимание):

- жила-была...(представление героев);

- и вот однажды...(описание проблемы);

- из-за этого...(почему это проблема);

- и тогда... (решение);

- теперь... (как изменилась жизнь);

- стали они жить-поживать (мораль).

Алгоритм терапевтической сказки:

- Продумывайте сказку заранее, не стоит сочинять на ходу.

- Сделайте описание героя, его жизнь и проблему близкими ребенку, но не копируйте (пусть будет не ребенок, а тигренок, и он не бьет друзей лопаткой по голове, а царапает коготками).

- Говоря о проблеме опишите подробно чувства всех героев.

- Предложите варианты решения. Главный герой может подсмотреть их у второстепенных, ему могут подсказать друзья: добрый волшебник, мудрая сова и тд. Решений может быть несколько - пусть ребенок обдумает их и выберет что-то для себя сам. Смысл не в том чтобы дать готовое решение, но чтобы предложить варианты и дать решать самому. Такие "уроки" запоминаются и усваиваются лучше наставлений.

Как часто вы рассказываете или читаете сказки детям? Считаете ли это полезным? Пробовали ли сочинять сами?
Я со сказками на "ты", всегда любила литературу и сочинения в школе. 😅

Спасибо за ваше внимание!❤
Знайте, лучший комплимент автору - Ваш лайк и подписка!👍

Вам может быть интересно:
- Книги для ребенка в 2,5 года.
-
10 вещей, способных изменить Ваше представление о путешествиях с детьми.
-
5 классных смузи для детей. Быстро, вкусно и полезно - отличный перекус.

Сказки
3041 интересуется