Несмотря на то, что лондонскому Национальному театру всего 57 лет – юнец на фоне трехсотлетних гигантов! – его историю уже можно назвать великой.
Основан театр был по инициативе главного британского актера середины двадцатого столетия сэра Лоуренса Оливье. Он же и стал первым худруком. Говорят, это был последний из плеяды великих британских актеров – великих руководителей, вслед за Кином, Гарриком и Ирвингом.
Первые спектакли Национального приютил у себя театр Old Vic, а началась летопись, конечно же, с «Гамлета». Было бы странно, если бы Оливье выбрал другую пьесу 😊 Но играл Гамлета не он сам (Лоуренсу Оливье было тогда уже 56 лет), а блистательный Питер О’ Тул (31 год, идеальный возраст для привычного нам Гамлета и невозможной, немыслимой красоты глаза, как раз для принца).
Среди великих работ театра отметим «Антония и Клеопатру» с Энтони Хопкинсом и Джуди Денч, мировую премьеру «Амадея», «Федру» с Хелен Миррен и, конечно, дуэт «Франкентшейнов» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером. Одни имена уже завораживают, правда?
Своего здания Национальному пришлось ждать 13 лет, но оно того стоило.
Удивительно, но факт: автор здания Национального театра архитектор Денис Лэсдан не имел никакого опыта работы в театральной сфере. Но покорил Оливье «драматическим моноспектаклем», представляющим проект. «Все архитекторы приходили командами, а Лэсдан пришел один. Это было так… театрально,» - вспоминал позднее Оливье. Причина для выбора весьма спорная, но чутье Оливье не подвело. Проект получился сложным, многофункциональным, специфическим и… классным. И пусть даже Принц Чарльз называл его «легальным способом построить в центре города атомную электростанцию». Теперь здание Национального - одно из самых известных представителей стиля «брутализм».
Особое внимание, конечно, нужно уделить основной сцене, которая теперь носит имя первого худрука. Сцена «Оливье» построена в форме амфитеатра на 1100 человек: полукруглый, поднимающийся вверх под углом зал обрамляет сцену. В центре сцены — вращающийся пяти-секционный круг, уходящий на 8 метров вниз под уровень сцены, это позволяет быстро менять декорации и реализовывать множество идей режиссеров (в чем зрители TheatreHD могли убедиться на примере «Франкенштейна»). Именно эта часть новаторского проекта потребовала почти десятилетия согласований. Но потерпеть стоило.
Еще одна интересная «фишка» Национального это зона актерских гримерок. Они расположены таким образом, что все окна этих помещений выходят в один внутренний атриум. Такая конфигурация пространства породила симпатичную традицию. В Press night - то есть в день официальной премьеры - все артисты, занятые в спектакле, подходят к своим окнам и стучат – поддерживая тех, кто выходит на сцену первыми.
До 4 июня на TheatreHD/Play - спектакль «Парламент» со сцены Национального театра