Найти в Дзене
TheatreHD

Национальное достояние, или как создавался лондонский National

Несмотря на то, что лондонскому Национальному театру всего 57 лет – юнец на фоне трехсотлетних гигантов! – его историю уже можно назвать великой.

Здание Национального театра в Лондоне
Здание Национального театра в Лондоне

Основан театр был по инициативе главного британского актера середины двадцатого столетия сэра Лоуренса Оливье. Он же и стал первым худруком. Говорят, это был последний из плеяды великих британских актеров – великих руководителей, вслед за Кином, Гарриком и Ирвингом.

Памятник Лоуренсу Оливье у Национального театра
Памятник Лоуренсу Оливье у Национального театра

Первые спектакли Национального приютил у себя театр Old Vic, а началась летопись, конечно же, с «Гамлета». Было бы странно, если бы Оливье выбрал другую пьесу 😊 Но играл Гамлета не он сам (Лоуренсу Оливье было тогда уже 56 лет), а блистательный Питер О’ Тул (31 год, идеальный возраст для привычного нам Гамлета и невозможной, немыслимой красоты глаза, как раз для принца).

Питер О'Тул в роли Гамлета
Питер О'Тул в роли Гамлета

Среди великих работ театра отметим «Антония и Клеопатру» с Энтони Хопкинсом и Джуди Денч, мировую премьеру «Амадея», «Федру» с Хелен Миррен и, конечно, дуэт «Франкентшейнов» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером. Одни имена уже завораживают, правда?

Сцена из спектакля "Антоний и Клеопатра"
Сцена из спектакля "Антоний и Клеопатра"

Своего здания Национальному пришлось ждать 13 лет, но оно того стоило.

Удивительно, но факт: автор здания Национального театра архитектор Денис Лэсдан не имел никакого опыта работы в театральной сфере. Но покорил Оливье «драматическим моноспектаклем», представляющим проект. «Все архитекторы приходили командами, а Лэсдан пришел один. Это было так… театрально,» - вспоминал позднее Оливье. Причина для выбора весьма спорная, но чутье Оливье не подвело. Проект получился сложным, многофункциональным, специфическим и… классным. И пусть даже Принц Чарльз называл его «легальным способом построить в центре города атомную электростанцию». Теперь здание Национального - одно из самых известных представителей стиля «брутализм».

Национальный театр
Национальный театр

Особое внимание, конечно, нужно уделить основной сцене, которая теперь носит имя первого худрука. Сцена «Оливье» построена в форме амфитеатра на 1100 человек: полукруглый, поднимающийся вверх под углом зал обрамляет сцену. В центре сцены — вращающийся пяти-секционный круг, уходящий на 8 метров вниз под уровень сцены, это позволяет быстро менять декорации и реализовывать множество идей режиссеров (в чем зрители TheatreHD могли убедиться на примере «Франкенштейна»). Именно эта часть новаторского проекта потребовала почти десятилетия согласований. Но потерпеть стоило.

Лоуренс Оливье в зале, который теперь носит его имя
Лоуренс Оливье в зале, который теперь носит его имя

Еще одна интересная «фишка» Национального это зона актерских гримерок. Они расположены таким образом, что все окна этих помещений выходят в один внутренний атриум. Такая конфигурация пространства породила симпатичную традицию. В Press night - то есть в день официальной премьеры - все артисты, занятые в спектакле, подходят к своим окнам и стучат – поддерживая тех, кто выходит на сцену первыми.

Джон Литгоу в гримерке театра
Джон Литгоу в гримерке театра
Атриум Национального с окнами гримерок
Атриум Национального с окнами гримерок

До 4 июня на TheatreHD/Play - спектакль «Парламент» со сцены Национального театра