Найти в Дзене

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори (начало)

Оглавление

Дорогие друзья!
В продолжение начатого в предыдущей статье
разговора о методике Марии Монтессори, было бы логично выяснить её плюсы и минусы. Как специалисты, так и родители проявляют к ней в настоящее время огромный интерес, активно высказываются за и против.

Мария Монтессори с воспитанниками
Мария Монтессори с воспитанниками

У некоторых отторжение методики вызывает уже тот факт, что Мария #Монтессори не воспитывала своего ребёнка, сдала его с рождения в интернат, а впервые мать и сын встретились, когда тот был уже взрослым молодым человеком.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

По правде говоря, у меня тоже такое отношение великого педагога к собственному ребёнку вызывало противоречивые чувства. Но ведь мы знаем, что когда мать и сын позже встретились, они уже больше не расставались, и сын продолжил дело матери после её смерти – руководил созданным ею обществом.
Е
сли сын смог простить мать – наше ли дело, посторонних людей, живущих совершенно в другом веке и в других условиях, осуждать её?

Мария Монтессори с сыном Марио
Мария Монтессори с сыном Марио

Плюсы методики Монтессори

Они бесспорны.
1. Самым большим плюсом является поднятый Монтессори
флаг гуманизма по отношению к ребёнку.
Столкнувшись с бездушным отношением в заведении к умственно-отсталым детям, куда впервые #Монтессори пришла работать, она принялась за их развитие и поняла, что даже с этими детьми можно добиться многого (в
оспитанные ей дети на экзамене обогнали детей из благополучных семей).
Поэтому, позже, работая уже с нормальными детьми она стала убеждённой сторонницей свободного, ненасильственного воспитания, развития самостоятельности у каждого ребёнка, с
тавила в центр педагогического процесса ребёнка, а педагог был только его помощником.
Многим известна знаменитая фраза #Монтессори , характеризующая организацию педпроцесса: «
Помоги мне это сделать самому!».

Мария Монтессори с детьми
Мария Монтессори с детьми

Кстати, а не узнаётся ли в этих словах нынешний лозунг теории обучения: «Чем давать в руки обучающегося рыбу, лучше дайте ему удочку!»

2. Поскольку ключевым понятием  методики Монтессори является свобода, то и вся её педагогическая работа ежедневно была направлена на формирование свободного человека, уважающего свободу других.

Поэтому педагог разработала вполне понятные детям чёткие правила, действующие затем всю жизнь безукоризненно:

  • не мешай другому, когда тот занят;
  • учитывай интересы других при выборе себе места для работы;
  • не шуми – это мешает другим;
  • после работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь;
  • если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Ну разве это не обычные житейские правила, которые не мешает выполнять в обыденной жизни каждому человеку?

3. М.Монтессори первой заговорила о необходимости создания для детей специальной развивающей среды, состоящей из специальных пособий, способствующих развитию разных способностей ребёнка, в первую очередь – сенсорных (чувственных).

Это, действительно, революция в понимании развития ребёнка, которого, оказывается, нужно учить и воспитывать не с помощью наставлений и указаний, а с помощью предоставления ему возможности самостоятельно действовать с материалом, который специально разработан и сконструирован педагогами.

Роль педагога – направлять самостоятельную деятельность детей, показывать им как именно действовать с пособиями, а уж в процессе этой деятельности дети всему (вернее, тому, что заложено именно в данное пособие) научатся сами.

Автодидактические (самообучающие) пособия Марии Монтессори
Автодидактические (самообучающие) пособия Марии Монтессори

Сутью педагогической теории М. Монтессори стала идея опосредованного обучения, когда ребёнок учится необходимым навыкам в специально созданной среде, сам не замечая того, что учится!

4. М. #Монтессори предложила делить помещение на условные обучающие зоны: зону жизненной практики, зону сенсорного развития, зону языкового развития, зону математического развития, зону космического развития (естественно-научных знаний).

В каждой зоне размещались соответствующие пособия, составляющие обучающее-развивающую среду, в которой, в процессе самостоятельной работы (опосредованного обучения), дети получают необходимые навыки и знания.
Количество зон помогает ребёнку в создании целостной картины мира.

5. Особое внимание М.Монтессори к развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребёнка очень важно, поскольку именно они лежат в основе умственных способностей детей.

Среди пособий #Монтессори , предназначенных для развития этих способностей, имелись даже такие, которые развивали барическое чувство, чувствительность к температурным воздействиям и др.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

6. М.Монтессори ввела в науку понятие о сензитивных периодах – оптимальных для развития определённых способностей или качеств личности.
Так, сензитивный период для развития речи – с года до пяти лет, пространственных отношений – с 4 до 6 лет и т.д.

С учётом этих знаний о сензитивности и сензитивных периодах современные педагоги разрабатывают свои образовательные программы.

/продолжение следует/

***************

Спасибо, что дочитали!

Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

Другие интересные статьи:

1. Что значит народная педагогика устарела? Она - самое современное средство для воспитания дошкольников

2. Как человечество смогло выжить во время средневековых эпидемий чумы, холеры, оспы в условиях полной антисанитарии?

3. Развивающий коврик - волшебное средство для развития младенцев. Развивающий эффект был достигнут в течение одного дня

4. Знаете откуда берёт начало человеческая речь? Мой внук гулит и лепечет об этом целых 3 минуты...