Найти в Дзене

Насколько «светла» трагедия Ромео и Джульетты?

Некоторые литературные критики называют пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта» «светлой» трагедией. Свое мнение они объясняют двумя аргументами: красивый любовный сюжет и сонетный язык произведения. И действительно, по сравнению с нервным Гамлетом, угрюмым Макбетом и ревнивым Отелло история веронских влюбленных при всей своей трагичности кажется легкой и романтичной, с оттенком светлой грусти, а не мрачного ужаса, как в вышеуказанных драмах. Однако при внимательном, вдумчивом изучении рассматриваемой пьесы напрашивается мысль о том, что именно в силу названных причин трагедия Ромео и Джульетты самая грустная и страшная. Постоянно сомневающийся, жаждущий мести Гамлет, не в меру вспыльчивый Отелло и честолюбивый Макбет (так же, как и другие персонажи шекспировских драм) с самого начала не внушают особых надежд на счастливый финал. Их деструктивные цели, мнительные и недоверчивые характеры, сомнительные поступки приводят их к гибели. В то время как Ромео и Джульетта любили и жили, чтобы

Некоторые литературные критики называют пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта» «светлой» трагедией. Свое мнение они объясняют двумя аргументами: красивый любовный сюжет и сонетный язык произведения. И действительно, по сравнению с нервным Гамлетом, угрюмым Макбетом и ревнивым Отелло история веронских влюбленных при всей своей трагичности кажется легкой и романтичной, с оттенком светлой грусти, а не мрачного ужаса, как в вышеуказанных драмах.

Однако при внимательном, вдумчивом изучении рассматриваемой пьесы напрашивается мысль о том, что именно в силу названных причин трагедия Ромео и Джульетты самая грустная и страшная. Постоянно сомневающийся, жаждущий мести Гамлет, не в меру вспыльчивый Отелло и честолюбивый Макбет (так же, как и другие персонажи шекспировских драм) с самого начала не внушают особых надежд на счастливый финал. Их деструктивные цели, мнительные и недоверчивые характеры, сомнительные поступки приводят их к гибели. В то время как Ромео и Джульетта любили и жили, чтобы любить. Впрочем, многих читателей ставит в тупик тот факт, что Ромео совершил два убийства, однако, в отличие от других шекспировских персонажей, это не было его самоцелью (в первом случае он под впечатлением гибели друга поддался порыву и смертельно ранил брата Джульетты Тибальда, а во втором заколол жениха своей возлюбленной, который препятствовал ему зайти в ее склеп).

Ни Ромео, ни Джульетта не строили никаких роковых планов, их желания были естественны, чувства – сильны и глубоки. Поэтому их гибель воспринимается намного тяжелее, чем смерть Гамлета или Отелло. Впрочем, вражда двух семейств не оставляла им шанса быть вместе, однако они все-таки испытали настоящее, чистое счастье, не испорченное обманом, предательством или клеветой. И насколько радостной была любовь Ромео и Джульетты, настолько ужасной оказалась их гибель, которую иначе как нелепой не назовешь.

Мысли о смерти в той или иной степени владеют умами героев шекспировских драм, однако самоубийство в результате роковой ошибки в столь юном возрасте усиливает трагизм момента. Нечто похожее произошло и с Отелло, который слишком поздно осознал свою ошибку, однако этот герой на протяжении всей драмы «копил» негатив, поэтому его смерть воспринимается как страшный итог его необузданной ревности (или опасного доверия ко всем – кроме собственной жены). Но Ромео и Джульетта – светлые, любящие персонажи, без всякой задней мысли, поэтому их самоубийство во имя любви повергает читателей в шок.