Найти тему

Как начиналась русская колонизация Сибири

Западная Сибирь до прихода русских

Контакты между русскими и жителями Западной Сибири начались задолго до начала колонизации. Известно, что ещё в XIV веке независимые новгородцы ходили «за Камень» (так называли Уральские горы) с целью торговли и грабежа. А уже в конце XV века, примерно с теми же целями, походы в «полунощные страны» предпринимала и Москва. Так что же это за «полунощные страны»? Давайте взглянем на, составленную мной, карту.

Русская колонизация Западной Сибири (XVI-XVII вв.)
Русская колонизация Западной Сибири (XVI-XVII вв.)

К Востоку от Уральских гор расположены многочисленные угорские «княжества» народов ханты и манси. Конечно, это не были княжества в привычном нам смысле слова, однако они уже обладали зачатками государственности, что выделяло их на фоне обычных племён. Население такого княжества не превышало 1000 человек (из которых 100-300 - воины), при этом, площадь, которую оно занимало была огромной. В среднем это около 60 000 кв. километров, что говорит о плотности населения не более полутора человек на 100 кв. километров. «Князцы» жили в укреплённых городках (вош), возведённых на берегах рек (причём, в одном «воше» могло быть сразу 2 или 3 князька), а недалеко от городков располагались неукреплённые поселения (пугот). Хантыйские и мансийские княжества находились в состоянии перманентной вражды друг с другом: разбойничьи походы на своих соседей были делом совершенно обыденным. Однако, перед более внушительной силой им всем приходилось приклонять колени. До прихода русских такой силой было Сибирское Ханство.

Сибирское Ханство – это один из осколков Золотой Орды. Его обширная территория простиралась от башкирских земель в южном Зауралье до самого Енисея на Востоке, а его этническим ядром были сибирские татары. По некоторым сведениям, численность населения составляла не менее 31 000 человек. Хантыйские и мансийские княжества были в той или иной степени подчинены Сибирскому Ханству. Причём, чем дальше на Север, тем больше эта зависимость носила номинальный характер. Обдорское княжество, располагавшееся в районе Обской губы, практически не подчинялась сибирскому хану и было полностью автономным. Более того, оно само имело значительное влияние на, соприкасавшиеся с ним, ненецкие племена.

На Северо-Востоке Сибирское Ханство граничило со своим союзником – Пегой Ордой, под которой подразумевается объединение племён селькупов и кетов. Эти племена жили в землянках, а для защиты строили земляные крепости. В случае войны Пегая Орда могла выставить около 400 воинов.

Отношения с Москвой

В 1555 году сибирский хан Едигер отправил своих послов в Москву с просьбой Ивану Грозному принять его вассалитет. Едигер в то время вёл тяжёлую войну со своим противником Кучумом и рассчитывал на помощь русских. Впрочем, обратиться ему больше было не к кому – Казанское Ханство было уже завоёвано Москвой, а Ногайская Орда признала над собой её сюзеренитет (пусть и временно). Однако, Ивану Грозному были мало интересны разборки между ордами и ханствами, и он углядел в этом лишь возможность обогатиться. На сибирского хана была наложена непосильная дань (30700 шкур соболя и 30700 шкур белки ежегодно), которую он выплатить, конечно, не смог. После небольшого скандала, когда царь понял, что большего от Едигера не добиться, размер ясака был уменьшен до 1000 шкур соболя и 1000 шкур белки ежегодно. Однако, в 1563 году Кучум сверг Едигера и захватил власть в ханстве.

Изначально он исправно отправлял в Москву звериные шкуры и демонстрировал полную лояльность. Но как только он укрепился во власти и увидел, что Иван Грозный увяз в Ливонской войне, то очень быстро прекратил все выплаты. Активный и деятельный Кучум долго и успешно правил своей страной: подчинил её власти окрестные народы, активно внедрял ислам среди язычников, неизменно побеждал внутренних противников. Но помимо этого, своими набегами и поддержкой восстаний, он сильно беспокоил пермские владения богатых промышленников Строгановых.

Тогда-то в 1579 году русские промышленники и решили привлечь для защиты своих владений донских казаков, которые из-за разбойного образа жизни, прятались от царского войска на Нижней Волге. Донской атаман Ермак, вероятно, воспринял это, как шанс выйти из подполья и отправился со своей дружиной к Строгановым.

Поход Ермака в Сибирь

К 1581 году Строгановы подготовили и снарядили отряд Ермака для похода на Сибирское Ханство (это, скорее всего, была их собственная инициатива и царь был поставлен в известность лишь постфактум). Отряд состоял всего из 800 человек, что резко контрастирует с войском, которое было направлено на завоевание Казанского Ханства (150 000 человек). Однако, в этом случае и противник был не столь многочисленным. К тому же, холодная и дикая Сибирь просто не смогла бы прокормить большое войско.

Во время похода быстро сказалось превосходство казаков в вооружении и тактике. Луки и стрелы ничего не смогли противопоставить огнестрельному оружию. Уже в течение года был взят и разграблен Искер - столица Сибирского Ханства. Подданные и вассалы хана Кучума стали признавать над собой новую власть. Казалось, что дело сделано и Ермак отправил в Москву посольство с вестью о своей молниеносной победе. Однако, хан Кучум и не думал сдаваться. Проиграв в прямом бою, он перешёл к войне на истощение – отсекал снабжение, атаковал и истреблял отделившиеся от Ермака отряды казаков. Аборигены же, видя, что чаша весов склоняется в пользу Кучума, вновь переходили на его сторону. Сильно истощённый и поредевший отряд Ермака принял последний бой в ночь с 5 на 6 августа 1585 года на реке Иртыш. Внезапная атака Кучума уничтожила почти всех оставшихся казаков. Лишь несколько человек смогло спастись. Сам Ермак, как считается, попав в реку, утонул из-за тяжёлой кольчуги. Вскоре Кучум полностью вернул себе власть над Ханством.

В связи с полной неудачей, которой окончилась экспедиция, не понятно почему именно Ермака считают «покорителем Сибири». Этот грубый историографический миф, вероятно, появился в XVIII веке, на самой заре российской исторической науки, когда её задачей было не восстановление истинной картины прошлого, а воспевание славных страниц русской истории. Образ героя, который одним махом сокрушил иноверцев и умножил территорию государства выглядел весьма симпатичным и желательным. Ермак тут же приобрёл черты былинного чудо-богатыря – честность, доброта, справедливость, а бандитское прошлое было отодвинуто на задний план. О нём не особо принято говорить и сегодня.

Но сами покорённые народы запомнили Ермака по-другому. В эпосе «батыр Сатбек» Ермак предстаёт кровавым преступником, убившим жену, двоих детей и девять слуг Сатбека. В стремлении отомстить, Сатбек затаился за дверью и убивал топором, выходивших из дома, спутников атамана. Последним вышел сам Ермак. Сатбек отрубил ему руку, но тот одной рукой положил Сатбека на лопатки. В этот момент его дочь Батеш спустила на Ермака огромного чёрного пса.

Но какими же были реальные последствия похода Ермака? Их было три. Во-первых, снизилась угроза набегов на пермский край. Во-вторых, пробудился большой интерес московской власти к Сибири и к её колонизации. В-третьих, были сделаны выводы из ошибок Ермака и изменена тактика дальнейших походов.

Новая колониальная тактика

Русские больше не пытались единым рывком сокрушить силы аборигенов и принудить их князьков к покорности. Как оказалось, такой подход в необъятной Сибири не работает. Теперь был взят курс на планомерное продвижение вглубь обширной территории через установку опорных пунктов – острогов. Это были небольшие деревянные «крепости», состоящие из частокола и башен, вокруг которых потом появлялись целые города, самые известные из которых – Тюмень, Тобольск, Салехард, Томск и многие-многие другие. Несмотря на то, что аборигены всё-таки имели физическую возможность сжечь деревянное сооружение (и такие случаи были), остроги становились очень серьёзным препятствием для их передвижения и маневрирования, а следовательно – фактором контроля над ними. Чаще всего попытки взять острог штурмом приводили к большим потерям среди атакующих, после чего они отступали.

Ачинский острог. Построен в 1641 г.
Ачинский острог. Построен в 1641 г.

При помощи острогов, колонизаторы быстро выдавили Кучума в степь, где он кочевал и ждал своего часа. Но напрасно. Русские планомерно создавали свою инфраструктуру из опорных пунктов и линий снабжения между ними, всё сильнее окапываясь в землях Сибири. Всё, что оставалось Кучуму – это совершать набеги на свои бывшие владения, хватать добычу и вновь уходить в степь.

Особенности русской колонизации

До сих пор не было сказано ни слова о том, что действительно Москве было нужно в Сибири и чем её колонизация отличалась от западноевропейской. Дело в том, что для европейских держав объектом колонизации была сама земля, как территория. Её стремились, как можно быстрее захватить и обжить. Для Московского Царства главным объектом была не земля, а аборигенное население. Ещё от Орды Москва унаследовала политику «объясачивания» (т.е. обложение данью). Ясак – слово тюркского происхождения, в то время оно даже вытеснило русское слово «дань». Суть проста и заключается в том, что слабый обязан платить сильному. Именно поэтому остроги, а затем и целые волости Западной Сибири выстраивались таким образом, чтобы контролировать сбор ясака с местного населения. Хантыйские и мансийские князьки, когда после бегства Кучума признавали над собой московскую власть, вероятно не подозревали, что русские остроги будут строиться непосредственно на их землях, а сами они превратятся в банальных сборщиков ясака со своего населения. Когда они это поняли, то попытались дать пришельцам вооружённый отпор, что, конечно, закончилось неудачей и ещё большим поражением в правах.

Показательно, что колонизация Сибири началась с холодного Севера, а не с, пригодного для ведения сельского хозяйства, Юга. Объясачивание северных народов (ненцев, хантов, манси) было гораздо более выгодным мероприятием. Ясак с них собирался шкурами соболя, куницы, росомахи, лисы и других зверьков, которыми тогда изобиловал северный край. Учитывая, что экспорт пушнины в XVII веке составлял, по разным подсчётам, от 1/3 до 1/10 всех доходов царской казны, можно понять, какую роль играла колонизация Сибири. По официальным данным, в течение семи лет с 1630 по 1637 г. из русского колониального городка Мангазеи было вывезено порядка 500000 соболиных шкурок. При таком интенсивном истреблении ценного зверя, его популяция очень быстро сокращалась, что побуждало русских колонистов идти дальше на Восток, в края, ещё не тронутые цивилизацией...

Сбор ясака казаками
Сбор ясака казаками

Для написания статьи использовались, главным образом, следующие книги:

  • Побережников И.В. - Русское освоение Ямала до начала XX века (документы и исследования)
  • Алексеев В.В. - История Ямала