Народное предание во всей Финляндии и некоторых уголках Карелии приписывает принадлежность, сохранившимся еще могильным каменным грудам и курганам нефинскому народу, населявшему в древнее время всю Финляндию, северную часть Скандинавии и даже Карелию
на нынешних территориях Кемской и Олонецкой губерний.
Финское название этого древнего народа - хийси.
Именно под названием хийси, этот древний народ в преданиях финнов слыл великанами, обладавших исполинской силой.
С началом систематических путешествий и географических открытий
вся земля до Белого моря и далее становилась известной, появилась необходимость создания этнографических карт, с указанием народностей, проживавших на этих территориях, с представлениями о севере всегда связывалась "страна великанов".
"Белое море" - название русское, путешественники, приезжавшие
в Средние века к устью Северной Двины, впадающей в Белое море,
уже застали это название, об этом указывает обозначение моря на
карте самого знаменитого картографа XVI века Меркатора.
К концу XVII века окончательно закрепилось уже русское название
Белого моря, хотя в далекие стародавние времена оно называлось Гандвиком (у скандинавов оно означало "Залив чудовищ").
Отрывок одной саги об открытии Норвегии начинается так:
"Форниот (обозначает "великан прежних времен") назывался король:
он властвовал над Йотландом, как называли тогда Финланд,
и Квенландтом. Король этот являлся прадедом Нора,
но других подробностей мы о нем не знаем".
По мере заселения северных территорий, великаны уходили все дальше на север. Датский историк Саксон Грамматик (1140-1206) упоминает,
что "гиганты теперь удалились в те пустыни, которые лежат по ту сторону Гандвика, на север от Норвегии". У многих народностей
(финнов, шведов, саамов, карел) сохранилась память о переселении "гигантских людей" в стародавние времена.
Арабский историк Ибн-Фадлан, в начале X века узнав,
что "есть в Волжской Булгаре какой-то необыкновенный великан",
обратился с запросом к самому булгарскому царю.
Царь отвечал, что действительно был такой великан в его стране, но умер, да и был он не из его людей и "не настоящий человек”.
"А был он ростом локтей двенадцать (около шести метров), голова
у него была с большой котел, огромный нос, глаза и пальцы преогромные. Был он от народов веси. Я видел кости его - они необъятной величины",- писал Ибн-Фадлан.
Арабский путешественник, ученый и богослов начала XI века
Абу Хамид Андалуси также посетил столицу Волжской Булгарии
и встретил там такого же великана из племени адогитов, но только живого.
"Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка.
А сила у него была такая, что он спокойно ломал рукой голень лошади
и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень",- указывал Андалуси.
Весь - предки нынешних вепсов - стали занимать территорию Карелии
к концу I - началу II тыс. н. э. Первые сведения о веси в русских письменных источниках относятся к 859 году.
В VI веке н.э. готский историк Йорнанд писал о землях, расположенных
к востоку от Скандинавского полуострова, что "внутри этой земли находится очень обширное озеро, из которого, как из чрева, выходит река Ваг и катится стремительно к Океану".
На этой территории, по словам Йорнанда, "проживают различные народности, в том числе чудь, а еще далее на восток - адогиты".
Речь идёт о Ладоги, о чём позднее писал русский историк И. Забелин отмечал, что "на востоке от Скандинавии расположено самое большое озеро Ладога, из которого, действительно, как из чрева, катит свои воды в Океан, то есть в Финский залив, река Нева. Кроме того, озеро Ладога соединяется с Онежским рекой Свирью, а от Онежского озера недалеко течет река Выг, впадающая в большое озеро Выг и из него, также, как из чрева, протекающая в Белое море и в Океан".
По преданиям лапландских старцев "был некогда в Кореле и во всей корельской земле великан по имени Валит. И посажен был тот
Валит на Корельское владение от Новгородских посадников.
Он сам собою был дороден, ратный человек и к рати необычайный охотник". Однажды, "во славу свою, принесши с берегу, своими руками положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косой сажени. Тот камень по сей час слывет "Валитов камень".
Легенды о великанах до сих пор можно звучат в отдаленных уголках Карелии. Наиболее интересные из них - легенды о роде Пайвиэ, ведущего свое начало "из богатой песнями Корелы". Из трех сыновей Пайвиэ Олоф был самый знаменитый. В доказательство силы Олофа из поколения
в поколение передается следующий рассказ: "Раз Олоф возвращался
с рыбного лова и был настигнут непогодою. Опасаясь грести против волн, грозивших потопить его лодку, нагруженную сетями и рыбой, решился он пристать к берегу. Пристав, взвалил он тяжелую лодку
на плечи и понес ее на себе".
Ещё рассказ об Олофе: "Раз Олоф ходил по лесу, видит Стало силится поднять камень. А камень был такой неслыханной величины, что Стало поднять его не мог, почему стал его тихо ворочать.
Притаясь, подглядывал Олоф на усилия Стало, наконец, вышел из своей засады, посмеялся бессилию Стало и перенес камень на место, куда следовало".
"Стало" в этих рассказах у древних карел это йятте (великан) шведов
и хийси финнов. Стало изображаются обыкновенно племенем диким,
во времена язычества они обитали на нынешних территориях Лапландии и северной Карелии, по введении же христианства и приходом новгородцев удалились в еще не тронутую тайгу.
В книге выдающегося российского этнографа и археолога Теодора Швиндта "Народный предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879 года", приводятся уникальные сведения о "великанах древней земли Корельской".
"На Ладожском побережье, - пишет Т. Швиндт, - существует предание,
что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны".
Метелиляймены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова "meteli" - шум).
"Легенды о метелиляйненах, - указывает далее Т. Швиндт, - сохранились почти повсеместно, но особенно много их в Куркийокской волости
(ныне поселок Куркийоки Лахденпохского района).
Вероятно, потому, что в некоторых местах существует немало реальных доказательств деятельности людей-великанов:
это и очищенные от леса поля, и время от времени попадавшиеся
в земле громадные человеческие кости, и брошенные метелияяйнеиами плуги, а также огромные валы в горах и на островах"…