Итак, мы уже обсуждали различия северных и южных осетин. Хотя, осетинская нация делится не совсем так. Не по географическому признаку.
Дело в том, что осетинский народ - двуедин. Но по-другому. Разделяется на два субэтноса:
Иронцев (ирон) это большая часть северных и южных осетин (кударцев).
Дигорцев (дигорæ) - меньшая честь северных осетин, в основном, на западе и севере Северной Осетии (историческая Дигория - Дигорский и Ирафский районы, окрестности Моздока), а также в соседней Кабардино-Балкарии и в Турции.
Диалект
Это главное различие между двумя осетинскими субэтносами. Причем, когда именно аланский язык разделился на дигорский и иронский, сейчас сказать уже не может никто.
Предполагается, что событие сие произошло еще еще в домонгольскую эру. Впервые о дигорцах сообщает «Армянская географя» VII века н.э. В этом труде дигорцы называются словом ашдигор.
Дигорский диалект осетинского языка считается более архаичным, нежели иронский. Имеет ряд фонетических и лексических отличий от иронского. Считается, что дигорский диалект испытал меньшее влияние соседних кавказских языков, нежели иронский.
В 1930-е годы его даже пытались выделить в особый язык. Однако, потом передумали. И ныне дигорский - диалект осетинского. Так сказать, младший брат иронского.
Осетины-иронцы осетин-дигорцев понимают. Но несколько хуже, нежели южных-осетин, говорящих на джавском-кударском наречии иронского диалекта.
Расселение
Иронцы составляют большую часть осетинского населения Северной и Южной Осетии, осетинскую общину в Грузии, а также в Карачаево-Черкесии (село Коста-Хетагурово).
Дигорцы, как мы уже говорили, по большей части, заселяют 2 западных района Северной Осетии - Ирафский и Дигорский. Дигорские села имеются в Моздокском районе Северной Осетии, а также в соседней Кабардино-Балкарии. Немало дигорцев живет в столице Северной Осетии - городе Владикавказе.
По историческим причинам, часть дигорцев оказалась в XIX веке в Турции, где ныне живет в окрестностях города Карс.
Верования
В отличие от осетин-иронцев, исповедующих православие и собственную веру предков, осетины-дигорцы следуют либо православию, либо суннитскому исламу, пришедшему к ним из соседней Кабарды. И да, среди них тоже сильны древние верования предков.
Осетины-дигорцы в Ирафском районе Северной Осетии - чаще мусульмане-сунниты. В Дигорском - чаще православные христиане. Дигорцы Турции и Кабардино-Балкарии - мусульмане.
В общем
Дигорцы и иронцы - две близкие ветви единого осетинского народа.
Считают себя единой нацией, хотя конечно, у иных дигорцев вспыхивает порой ревность: мол, наш диалект гораздо чище иронского и должен стать главным в Осетии. Разговоры об идее создания отдельной Дигории слышны, к счастью, редко.