А вы знаете такие слова, может быть они ещё употеребляются (употребляются) в вашей местности?
Очур - бугор.
Розгорок - розщелина в горах, где берёт начало ручей.
Голец — высокая гора в цепи гор (91).
Белки — горы, покрытые снегом, далеко уходят, прямо к нёбу (63). Ночью, когда наступает веремя нелада, скалы, печёры, старые рудники связывают земной и нижний, подземный, мiры. Это отражено в быличках, розсказывающих о появлении из скал нечистой силы и заклятых людей: «Ночью девки кружали перед утёсом... Вот пришли откуда-то из утёсу, поют...» (Русские сказки Забайкалья: Сборник. Иркутск, 1989. С. 386).
Конник - красный угол (162).
Подполье - земля, занятая посевами жита. Замыкает обжитое пространство лес с небольшими участками сельских угодий, лесосеками, ягодниками, промысловыми местами — ухожьями. «Ухожья-то от деревень далеко. До ухожья иной год и с неделю идёшь» (432). Это свой человеческий мiр, выникший из безлюдной пустоты и оттеснивший нелад на окраину. За «своим» лесом начинается несвой мiр пространства-нелада.
Дороги, тропы образуют полосные, круговые, сетевые образования и дополнительно упорядочивают пространство. В лесу знак упорядочивающего начала несёт уда - река, дорога, тропа, кои могут вывести человека на обжитые места, на широкие просторы (423), путик - узкая небольшая просека в трудно проходимых зарослях (423).
В ходе освоения оземья, соотносимого с розвёртыванием мирового начала, могут схороняться отдельные «очаги нелада», «прорывы нелада» к ядру мироздания. Олицетворением безпорядочного начала является «дремучий лес, подходячий близко к населённому месту». «Просачивание» нелада в обжитое пространство может стать следствием запустения, заброшенности места. Оно отражено в словах розрон - убыток, розорение, розрой - дворище пришедшее в упадок (349). Знак нелада, видимо, несёт и урай - место бывшего поселения, обезлюдевшее и постепенно ворачивающееся к естественному стоянию.
В видении мiра забайкальцев схоронился севернорусский образ голомени — открытого моря, моря вдали от берегов (Словник Даля, с. 911). Поморы связывают море с мiром смерти, с бездной (Н. М. Теребихин. Сакральная география Русского Севера: Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры. Архангельск, 1993. С. 11). В говорах Прибайкалья голомень — бездонные места на Байкале. Знак бездны может нести и безводное понижение, впадина с солончаками и солёными озёрами — Долина Смерти у пос. Даурия (А. А. Соколова. Географическое пространство в культуре русского населения Забайкалья // V Царскосельские чтения: Научно-теоретическая конференция. СПб., 2001. Т. 10. С. 45), и прорва — глубокая яма, старый разкоп, печёра: «Один раз пошли они в лес по ягоду. Бродили, бродили и нашли прорву, большу шшель в земле (Русские сказки Забайкалья: Сборник. Иркутск, 1989. С. 323).
А. А. Соколова. Между алданом и урманом: земной космос забайкальского крестьянина // Н. Д. Арутюнова (отв. ред.). Логический анализ языка: Космос и хаос. Концептуальные поля порядка и беспорядка. М.: Индрик, 2003.
#забайкальские говорные слова #родная речь #русский язык