Многие компании и предприниматели согласовывают сделки дистанционно, договоры заключают в электронной форме, а документами обмениваются в рамках ЭДО. Мы протестировали сервисы дистанционной проверки и предлагаем подборку бесплатных сервисов для проверки безопасности сотрудничества.
Оценивать вторую сторону сделки рекомендует ФНС — во избежание налоговых рисков и проблем. Начать проверку стоит с электронного сервиса «Прозрачный бизнес». Это продукт ФНС. Он объединяет множество инструментов и баз данных, доступ к которым был и ранее, но по отдельности. Сейчас сервис позволяет сделать комплексную оценку.
В поиске вводится известная информация о компании или физическом лице: ИНН, ОГРН, название, ФИО или адрес. Лучше использовать ИНН или ОГРН, иначе выборка может оказаться слишком большой.
Какие сведения можно получить через «Прозрачный бизнес»:
- текущий статус (состояние) компании;
- полное и сокращённое наименование;
- дата регистрации, ОГРН, ИНН, способ образования компании, регистрирующий орган;
- основной вид деятельности;
- размер уставного капитала;
- адрес организации, наличие данных о его недостоверности или массовом характере использования;
- присутствие недостоверной информации о руководителе, органах управления, участниках;
- наличие сведений о многократном участии руководителя, органов управления и участников в других компаниях;
- принадлежность к малому и среднему предпринимательству, категория субъекта МСП;
- публикации в «Вестнике государственной регистрации».
На текущий момент сервис «Прозрачный бизнес» не обладает возможностью поиска по индивидуальным предпринимателям — только по организациям, их руководителям, участникам и дисквалифицированным физическим лицам.
Проект Федресурс
Еще одна комплексная система проверки с множеством сервисов — Федресурс. Поиск ведётся по ИНН, ОГРН, наименованию организации или ФИО физического лица, в том числе ИП.
Какие сведения можно получить на Федресурсе:
- наименование, идентификаторы (ОГРН, ИНН) и статус;
- факты из деятельности: регистрация, корпоративные события, лицензии и их статус, результаты обязательного аудита, открытые данные финансовой отчётности, стоимость чистых активов и другие сведения;
- нахождение в состоянии банкротства: ход процедуры, в том числе информация из ЕФРСБ;
- торги в отношении имущества должника-банкрота: проведение и результаты;
- наличие (возникновение, изменение, прекращение) обременений: залог, лизинг, факторинг и другие;
- концессионные соглашения: незарегистрированная недвижимость, заключение, изменение, прекращение соглашения, завершение регистрации;
- обязательная оценка имущества — сообщения оценщика и заказчика;
- лицензии: получение, приостановление, ограничение действия, возобновление, переоформление, аннулирование;
- членство в саморегулируемой организации (СРО) — вступление, изменение, прекращение;
- независимые гарантии: выпуск, изменение, прекращение.
Регистрация на Федресурсе не требуется. Поиск в системе можно вести по различным параметрам. Расширенный поиск позволяет уточнять вводную информацию и ограничивать тем самым выборку. Если сведения есть в базе, они будут представлены. В системе можно отлеживать организацию, ИП или физическое лицо. Уведомления будут приходить на электронную почту по мере изменения сведений. Мониторинг — бесплатная услуга, но подписка ограничена 50 лицами.
Другие сервисы
В каждом из прочих сервисов придётся работать по отдельности. Их, как правило, используют для дополнительного анализа контрагента или для выяснения конкретных фактов. Проверка по всем сразу займёт достаточно много времени.
К таким сервисам относятся:
- Картотека арбитражных дел на портале «Мой арбитр» и поиск судебных актов на портале ГАС «Правосудие» — если нужно узнать судебную историю контрагента.
- Исполнительные производства — для проверки должников, которые проходят процедуру принудительного взыскания.
- Единый реестр проверок — чтобы узнать ход и результаты проверок контрагента государственными органами, а также принятые в его отношении меры.
- Госзакупки и контракты — если нужно посмотреть историю участия в контрактной системе и текущие сведения.
- Реестр недобросовестных поставщиков — чтобы проверить наличие нарушений при участии контрагента в госзакупках.
- Залоги движимого имущества — если нужно убедиться, что предмет сделки не имеет обременений.
Проверка подлинности электронной подписи
Подтверждение подлинности электронной подписи — актуальный вопрос при использовании в отношениях с контрагентом электронного документооборота. Такую проверку тоже можно сделать дистанционно — через специальный сервис на портале Госуслуги. Но только применительно к усиленным ЭП.
Система позволяет проверить подлинность:
- по сертификату в формате X.509 или BASE64;
- по электронному документу, который подписан ЭП в формате PKCS#7, присоединённой или отсоединённой.
Сервис бесплатный, регистрация не нужна. Результат проверки — отчёт с базовой информацией о владельце ЭП, статусе подписи и сроке действия. Если подпись недействительная, появится сообщение об ошибке.
Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов: https://iitrust.ru/articles/