Зачем просить прощения у Бога?
На самом деле, в Священном Писании содержится призыв к покаянию, а не к тому, чтобы просить у Бога прощения. Это разные вещи. Что такое покаяние? Покаяние — метанойя (греч.) — перемена ума. Когда я понял, что в чем-то неправ (неправильно действовал или неправильно к чему-то относился), я осознал это, увидел как можно и нужно действовать иначе. В результате во мне произошла глубокая перемена — вот эта перемена и называется метанойя или покаяние.
О прощении в Священном Писании сказано, что Бог не жестокий властелин, который карает всех провинившихся, а чадолюбивый отец, который, конечно же, выйдет нам навстречу. А у меня, как у человека, конечно, существует искушение подменить настоящее, подлинное покаяние, то есть метанойю, перемену, вечным «простите-простите-простите». Но смысла в этом никакого нет.
Бог всем всё прощает, какой смысл не грешить?
А Вы слышали про такое место как ад? Если оно существует (а оно существует), значит, Бог не всем прощает и не всё. Бог не невротик. Не надо с ним играть в эти игры.
Думаю, что меня Бог за что-то не простит
Вероятно, Вы сами себя в чем-то вините, и Вам кажется, что нет Вам прощения, поэтому и Бог Вас не простит. Вы сами себя простить не можете и проецируете на Бога собственное отношение к самому себе. Поэтому Вам надо разобраться с таким понятием как чувство вины (глубинное чувство вины). Погуглите информацию в интернете, посмотрите, как это проявляется, откуда берется, в связи с чем. Может быть, Вы это в себе найдете и тогда либо сами попытаетесь проработать чувство вины, либо обратитесь к психологу, который работает с чувством вины.
За что просить прощения у всех перед исповедью, если часто мы даже не знаем людей?
Традиции — это прекрасно! Знаете, до Христа тоже было много всяких традиций, и когда они зарождались, то были правильные и мудрые. Но к моменту пришествия Христа они стали бременем тяжким и неудобоносимым, и Христос очень часто эти традиции нарушал. Возьмет и исцелит кого-нибудь, к примеру, в субботу. И говорит, что суббота для человека, а не наоборот. Ну и чем все закончилось — Вы прекрасно знаете. Его распяли, в том числе и за то, что Он нарушал традиции.
С нашими традициями получилось всё точно так же. То есть когда они зародились, они были правильными, хорошими, глубокими, благочестивыми и так далее. Но постепенно изначальный смысл как-то выветрился, и превратились они в бремена тяжкие и неудобоносимые. Но если Вы будете открыто против них воевать, то можете закончить так же, как и наш Божественный Учитель. Поэтому лучше сохраните себя, не надо с этим воевать. Тем более, что такая традиция как попросить прощения перед исповедью у всех не обязательна для исполнения. Если Вы не будете ее исполнять, то кто Вам сделает замечание, поставит на вид, одернет? Ничего такого не будет, поэтому просто можете ее не соблюдать — и всё, но бороться с этим, конечно, не надо. Это может плохо закончиться.
Человек обидел меня и неправым себя не считает. Вменит ли ему Господь это в вину?
Честно говоря, я не знаю, потому что не знаю, что думает по этому поводу Господь Бог. Я не могу залезть к Нему в голову, чтобы понять и Вам сообщить: вменит или не вменит. Но я могу порассуждать на эту тему и предполагать. Скорее всего — нет. Почему? А что Ему вменять в вину? Что именно? Ваше чувство обиды? Вы за ваше чувство сами ответственны. Это Вы выбрали: обидеться или нет. За Ваши чувства отвечаете Вы сами. Как Ему это вменить? То, что тот чего-то не осознает? Может быть, у него действительно не было злого намерения или он действительно ничего такого не сделал. Просто для Вас это кажется обидным, и Вы восприняли болезненно. Я понимаю, что Вас может греть мысль о том, что боженька его все-таки накажет — бог-то не Микишка, у него есть книжка, земля-то круглая, всё вернется и т. д. Но, на самом деле, это детская позиция.
Мы просим Бога простить нас так же, как и мы прощаем. А мы не прощаем. Значит, и Он нас не простит?
Что-то Вы обобщаете. Вы говорите за всё человечество, от лица человечества? Вы кого имеете в виду? Знаете, я принадлежу к другой части человечества, у меня с прощением всё в порядке. Не нужно обобщать: мы не прощаем — нас не простят. Вставьте там местоимение «я»: я не прощаю — меня не простят. Когда Вы поставите нужное местоимение, то Ваш вопрос сразу зазвучит по-другому, уверяю Вас, попробуйте.
Значит, фишка в чем? Если человек против Вас грешит, но потом в какой-то момент осознает: Боже, что я натворил, как я это сделал, зачем, какой кошмар?! Он приходит к Вам и говорит: «Слушай, я всё понял. Прости меня, пожалуйста!» — А Вы: «Нет!». Если Вы так поступаете, то тогда, наверное, Господь Вас не простит. А если речь идет про то, что человек против Вас грешит, но каждый раз как собаке кость бросает Вам: «Ну извини» — то он не понял ничего, там речь не о прощении.
Психически больные виноваты в своих поступках? Как им покаяться и получить прощение у Бога?
Это как в нашей обычной, повседневной жизни: если человек психически ненормальный что-то совершает, то может проводиться медицинская судебно-психиатрическая экспертиза, которая определяет вменяемый он, невменяемый или частично вменяемый. Даже с точки зрения светского государства может оказаться, что вменить что-то человеку нельзя, можно только его лечить. Точно так же и Господь Бог. Только Он определяет и только Ему известно, в каком состоянии совершил это человек, и мог ли он по-другому поступить. Была ли это злонамеренность или следствие болезни? Тем более, что психические болезни и их степень очень разные. Если человек как овощ — ему вообще ничего вменить невозможно.
Что касается исповеди, то установка, пока я служил, была такая: если психически больной человек хочет прийти исповедоваться, то ему этого не возбранять. Пусть он исповедуется, как сам знает, но туда не лезть, потому что это, вообще-то, прерогатива психиатров.
Если Бог на нас не обижается, зачем устроил потоп?
А Вы вправду думаете, что единственной причиной потопа могла быть обида Бога на нас? Причин может быть сколько угодно, и это точно не обида, потому что: с какой стати Богу на нас обижаться?
В Церкви говорят, чтобы возлюбили врагов, чтобы всем всё простили, что нужно отделять человека от его поступков. Как можно простить Гитлера?
Вы ставите, прямо, олимпийские вопросы! На самом деле всё нужно делать постепенно: сначала — научиться любить себя, потом — своих ближних, родных, как самого себя, потом дальних полюбить, потом врагов полюбить. И, может быть, потом — Гитлера. Это уже олимпийский рекорд, и говорить о нем нужно со временем. А сейчас нужно сосредоточиться на том, чтобы выполнить нормы школьной программы по физкультуре, а про Олимпиаду можно будет потом поговорить. В Церкви говорят про идеал, его ставят как ориентир на горизонте, чтобы Вы в том направлении двигались. Это не значит, что Вы здесь и сейчас должны полюбить.
Обида сильная на Бога за то, что отнял у меня ребенка
Вы можете пообижаться на Бога. Пообижайтесь, может быть, действительно, Вам как-то полегче станет. Не вините себя за эту обиду. Только не зацикливайтесь на ней, потому что со временем неплохо было бы осознать и принять то, что Бог на Вашей стороне. Потому что не Он у Вас забрал ребенка. Его забрала, скажем так, смерть. А Господь принял его в свои объятия, успокоил, утешил, то есть Он — на Вашей стороне. Ваша обида из-за вопросов: почему Он не вмешался, почему Он этого не предотвратил — ответов на эти вопросы нет. Так что можно пообижаться какое-то время, главное, в этом не застрять.
Простить брата до семи раз по семьдесят — так наставляет Святое Писание. Но я вижу, что это только развращает человека. Не является ли такое прощение искушением для обоих?
Если речь идет о настоящем, правильном покаянии и прощении, то это никак не навредит. Потому что эти слова («семь раз по семьдесят прощай своему брату») вырваны из контекста. Если посмотреть контекст всей 18 главы Евангелия от Матфея, то будет видно, что речь идет не просто о прощении, а о покаянии. То есть, если кто-то против тебя согрешит — ты обличи его, и если он тебя послушает, то тогда ты приобрел брата своего. Если тебя не послушает, то скажи это при свидетелях, а если и их не послушает, то скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то пусть он будет тебе как язычник и мытарь. Понимаете, там условие — настоящее, глубокое покаяние. Человек должен проделать внутреннюю работу: осознать свою вину, увидеть, что он был неправ, как можно по-другому к этому относиться, по-другому воспринимать. И потом уже прийти с покаянием, с прощением, просить прощения. О том, как просить прощения, я уже говорил.
Надо ли терпеть, когда тебя обижают, ведь Бог терпел и нам велел?
Да. Бог терпел и нам велел — совершенно верно, но Он не всё терпел. Он терпел только то, что действительно Ему было нужно и только то, что Он хотел терпеть. Сам хотел терпеть. Это были вольные страдания, вольное терпение. Поэтому и мы, как Его ученики, тоже можем, если нам нужно и мы хотим, то можем и потерпеть, а не так, что всё подряд и без разбора.
Здравствуйте!