Найти в Дзене
У всех на устах

«Пальто мехом вверх носить неприлично – он внутри должен быть» - дружба Лили Брик и Тани Васильевой

Муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского прожила длинную и интересную жизнь.

Лиля Брик не была красавицей, но ею восхищались мужчины всех возрастов, к ней словно магнитом притягивало многих талантливых людей, и она оставалась в центре внимания всю свою жизнь.

Народной артистке Татьяне Васильевой посчастливилось быть лично знакомой с Лилей, и Брик восхищалась талантом юной Тани.

Познакомились женщины благодаря Валентину Плучеку, который был учеником Мейерхольда. Именно Валентин Николаевич привел Татьяну в дом Лили.

Лиля Брик рассказывает о Маяковском
Лиля Брик рассказывает о Маяковском

«Как же я тряслась, когда там очутилась. Боялась, что я такая необразованная, темная и соответствовать не смогу» - вспоминает Татьяна Григорьевна.

Таня увидела маленькую, сухонькую и абсолютно седую женщину: «Мне кажется, она на ладони поместилась бы. Крошечная, очаровательная, но при этом какой силы человек! Внутри был вулкан!»

Квартира на Кутузовском произвела на Таню сильное впечатление. «Никакой роскоши в нашем понимании, когда дорогая мебель, люстры. Там картины висели, очень много разных расписных древних подносов было. Квартира совсем небольшая, но это само искусство было. И фотографии…».

Татьяна Лиле Юрьевне понравилась. Лиля делала девушке подарки. Первые французские духи у Тани появились благодаря Брик. Была еще дизайнерская, изысканная юбка, которую Васильева носила много лет, постепенно укоротив ее до мини. Тане было неудобно, она пыталась ускользнуть без подарков, но на улице ее догоняли пажи Лили и вручали сверток, убеждая в том, что подарок нужно принять, иначе Лиля может обидеться. От Лили Брик досталось молодой актрисе и меховое пальто: «В первый раз я от Лили услышала, что пальто мехом вверх носить неприлично – он внутри должен быть».

Лиля Брик
Лиля Брик

Татьяна Григорьевна с нежностью и грустью вспоминает то время, когда она имела возможность общаться с музой великого поэта. «О, это была великая женщина. Я понимаю тех выдающихся мужчин, которые любили ее. Она была обаятельна, остроумна и независима в своих оценках, говорила то, что думала. Если к ней приходили без приглашения, то она могла выставить незваных гостей за дверь».

Лиля красила волосы в рыжий цвет и заплетала их в тоненькую косичку, которую венчал красный бантик. Руки у нее дрожали, поэтому, когда она сама наносила грим, то одна бровь летела вверх, а другая была опущена. Зигзагом шел контур на губах, но все равно ее выход к гостям был похож на выезд королевы.

Татьяна Васильева
Татьяна Васильева

В гостиную Брик либо выезжала на коляске, либо ее под руки выводили красивые накрашенные мужчины. Юноши нетрадиционной ориентации были для женщины хорошими друзьями, она могла им полностью доверять. Лиля угощала заграничной едой, Таня обожала сосиски, таких как у Лили в Москве тогда не продавали.

«Не знаю почему, но Лиля Юрьевна меня очень любила. Она бывала на каждом моем спектакле, особенно ей нравилось «Горе от ума», где я играла Софью.

Лиля дарила Татьяне целые корзины сирени, эти цветы она умудрялась доставать даже зимой. В конце спектакля корзину ставили у ног Татьяны, молодая актриса стеснялась и легонько ногой подталкивала цветы к Андрею Миронову, который играл Чацкого.

Васильева
Васильева

Брик заметила и поинтересовалась у Тани, почему она отодвигает цветы, Татьяна не знала, как объяснить свою стеснительность и делала вид, что это происходило случайно. Лиле казалось, что на роль Чацкого лучше подходил Александр Ширвиндт, она находила его очень красивым и мечтала, чтобы именно он играл спектакль с Таней. «Пусть Саша играет, он красивый. Андрей не должен играть Чацкого. Скажите Плучеку, что вы не хотите так играть» - искренне подучивала молодую актрису Лиля.

Лиля
Лиля

Татьяна Григорьевна до сих пор с благодарностью вспоминает великолепную женщину, на которой: «надето платье в пол от Кардена, а на руках красный маникюр», как образец женственности и мудрого учителя, уроки которого Татьяна Васильева запомнила на всю жизнь.

«Я переняла у нее многое для актерской профессии, например смех… Резкий, глуховатый… Я теперь и в жизни так смеюсь, хотя раньше смеялась как переливчатый колокольчик».