Найти тему
The Economist Access

Офисная жизнь новой эры

Farewell BC (before coronavirus). Welcome AD (after domestication)

16 марта я покинул офис «The Economist» и отправился домой. Это был последний день, когда вся редакция собралась в нашей лондонской штаб-квартире. И на момент написания статьи день возвращения в офис даже не маячит на горизонте.

Удивительно, как быстро мы адаптировались. Всё было написано, отредактировано и выпущено с диванов и кухонных столов. Январь и февраль кажутся далекими, а эти перемены по силе могут соперничать с преобразованиями 19-х и 20-х веков.

Twitter уже заявил, что всем его сотрудникам будет разрешено постоянно работать из дома, и Facebook ожидает, что половина его сотрудников сделает это в течение десяти лет.

Это был гораздо более внезапный переход, чем тот, что произошел с фабриками. Появление парового двигателя означало, что фабрики были спроектированы вокруг одной большой энергетической системы, в комплекте с ремнями и шкивами, которые змеились по всему зданию.

Сбой в одной частичке целой системы означал, что все может остановиться.

Тогда электрификация позволила отдельным машинам иметь свой собственный источник энергии. Но прошло полвека с момента введения электричества в 1880-х годах, прежде чем заводы были реконфигурированы, чтобы использовать преимущества нового источника энергии.

Еще в 1970-е годы, когда Британия ввела трехдневную рабочую неделю (для борьбы с забастовкой шахтеров), были перебои с электричеством, и телевизионные станции пришлось закрывать рано. Иными словами, тогда серьезно пострадала и семейная жизнь.

Пандемия же еще не выключила нам свет.

Да и удалённая работа начала казаться приемлемой. В прошлом сотрудникам, которые оставались дома, приходилось преодолевать подозрение коллег, что они дома ничего не делают. Теперь те, кто настаивает на том, чтобы быть в офисе, звучат самоуверенно и безрассудно.

Конечно, кое-чего не хватает. Видеозвонкам не хватает спонтанности обычной встречи, никаких неуместных замечаний, чтобы поднять общее настроение. Дистанция затрудняет создание товарищества. Креативность, вероятно, тоже страдает.

Октавиус Блэк из mindgym, консультант, говорит, что новые идеи приходят от слабых звеньев в сетях общения, то есть от людей, с которыми вы встречаетесь редко. Такие «случайные столкновения» стали еще более редкими.

И все же, хотя офисы никуда не исчезнут, трудно себе представить, что трудовая жизнь вернется в прежнее русло. Вот уже более ста лет сотрудники впихиваются в переполненные поезда и автобусы или терпят пробки, чтобы попасть в офис и обратно пять дней в неделю. В течение последних двух месяцев им не приходилось ездить на работу.

Работодатели, со своей стороны, арендовали дорогостоящие бизнес-центры, потому что им нужно было собрать персонал в одном месте. Арендная плата – это только часть затрат, кроме того, есть уборка, освещение, принтеры, кейтеринг и охрана.

Когда вы работаете дома, вы сами оплачиваете коммунальные услуги и еду.

Еще одним аспектом эпохи рекламы может быть исчезновение пятидневной рабочей недели. Еще до пандемии многие сотрудники привыкли принимать телефонные звонки или отвечать на электронные письма в выходные дни.

Сейчас барьер между домашней и трудовой жизнью, полезный способ снятия стресса, будет еще труднее поддерживать.

Он и вовсе может быть потерян. Без поездок с понедельника по пятницу выходные кажутся более туманным понятием, как и рабочий день с 9 до 5. В будущем сотрудники смогут работать и делать перерывы, когда им заблагорассудится.

Если заглянуть чуть дальше, то эра рекламы может принести и другие изменения. Некоторые сотрудники смогут жить в небольших городах, где стоимость жилья ниже, поскольку им не нужно ездить на работу.

У мужчин будет меньше поводов пропустить уборку или уход за ребенком, если они не исчезают в офисе. В некотором смысле это возвращение к норме: до 19-го века большинство людей работали в своих домах или рядом с ними.

Социальные историки вполне могут рассматривать 2020 год как начало новой эры.

https://www.economist.com/business/2020/05/28/working-life-has-entered-a-new-era