Найти тему
НУАР-NOIR

В чем ошибки выдающихся кино-злодеев?

Перцепция и декодирование киношных аспидов

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Совет доктора Лектера: сначала таланты, а затем злодейство...
Совет доктора Лектера: сначала таланты, а затем злодейство...

Дорогие друзья, мы сейчас подошли, наверное, к одному из самых важных моментов, связанных с сутью криминального и мрачного кино. Это модели поведения киношных злодеев. Но не их истоки, не причины, не генезис, а сокрытые в поступках систематические ошибки, которые в итоге приводят либо к их (злодеев) полному краху, либо к частичному поражению.

Доктор Зло??? Вы серьезно?
Доктор Зло??? Вы серьезно?

Нуар, равно как отпочковавшиеся от него как мета-жарна отдельные кино-явления, нередко предлагает нам модель торжества Зла. Чем нуар собственно отличается от классического вестерна, где Зло непременно должно быть наказано. В отдельных случаях у главного героя из нуара или триллера своего рода «ничья» с Негативом, которому он противится. И если же ему и удается победить, то не в силу его априорной правоты («Хорошие всегда побеждают»), а потому что киношные злодеи допускают известное количество ошибок. Причем, ошибок психологических

Фредди, есть же более простые методы мести...
Фредди, есть же более простые методы мести...

Начнем с прямо-таки непростительной театральщины, которой многие злодеи любят обставлять свои действия. Такое ощущение, что они до сих пор пребывают в пубертатном периоде своего становления, а потому хотят произвести неизгладимое впечатление на некий объект своих желаний. Чего только стоят всякого рода нелепые «отрывания» пальца за пальцем у висящего на краю пропасти. Практика показывает, что товарищ Сухов с репликой про «лучше помучаюсь», оказался прав. Иногда фактор времени оказывается решающим

Пресса враг злодея. Злодейство любит тишину
Пресса враг злодея. Злодейство любит тишину

На втором месте находится вопиющее стремление привлекать к себе внимание. Каждая криминальная акция превращается в некий перфоманс. Хочется сказать, герр злодей, вы уж определитесь - вы художник или уголовник? Опять же нелишне будет вспомнить историю. А именно излишние «понты» (красивая жизнь, модные костюмы, общение с прессой и т.д.) стоили «карьеры» Аль Капоне и Джону Готти. Как говаривал «Крест» из «Антикиллера» в исполнении Сергея Шакурова: «Вор так жить не должен»

"Крест" в исполнении Сергея Шакурова: "Вор так жить не должен"
"Крест" в исполнении Сергея Шакурова: "Вор так жить не должен"

На третьем месте находится подражательство. Ну, на самом деле, что за радость изводить людей, подражая кому-то? Видимо, некоторые кино-злодеи полагают себе реинкарнацией ещё больших упырей. Однако надо помнить, что копии почти всегда хуже оригинала, а эпигоны почти всегда слабее учителя. Хотя провести разумную грань между подражательством и собственным стилем без упомянутой выше театральщины – очень сложно

Даже не спорьте, что револьвер все-таки эффективнее.
Даже не спорьте, что револьвер все-таки эффективнее.

Ещё кино-злодеям можно вменить в вину их наивную болтливость. Нередко они выдают все свои планы и коварные замыслы, поскольку полагают, что их противник вот-вот умрет. Бац!!! Смотри пункт один. Фактор времени сыграл против злодея и главный герой, даже не обладающий чутьем сыщика, спешит спасать мир, поскольку точно знает, куда бежать и с какой именно скоростью.

Доктор Мабузе: "Неузнаваемость делает неуязвимым"
Доктор Мабузе: "Неузнаваемость делает неуязвимым"

Ещё нередко злодеям из разного рода триллеров и нуаров «боком выходит» их откровенная переоценка своих способностей. Одно дело Ганнибал Лектер, полагавший себя новой ступенью в эволюции, другое дело – какой-нибудь решала из подворотни, который перечитал Ницше. Лектер сначала стал выдающимся психиатром, а лишь затем пришел к выводу о своей исключительности. Не надо путать причину и следствие

Шизофреническое восприятие "Клетчатого" из "Приключений принца Флоризиля"
Шизофреническое восприятие "Клетчатого" из "Приключений принца Флоризиля"

А потому злодейский злодей сначала должен себя зарекомендовать себя в чем-то, отвлеченном от криминала, как исключительная персона, а лишь затем провозглашать себя «ужасом этого мира, подошвы которого несут на себе чистую тьму».

"Детектив Марлоу, глянь, какой у меня пресс". "А вы точно гангстер, а не тренер по фитнесу?" Кадр из фильма "Долго прощание" (1973)
"Детектив Марлоу, глянь, какой у меня пресс". "А вы точно гангстер, а не тренер по фитнесу?" Кадр из фильма "Долго прощание" (1973)

И вообще злодеям надо бы определиться с тем, что они хотят. А потому соотнестись с «пирамидой криминальных потребностей» (эдакая структура Маслоу, только примененная к нуару). Внизу находятся физические ощущения, затем идет стремление к известности, чуть - повыше деньги и на вершине - власть. Причем, каждая ступень обладает самоценностью. Не власть ради денег, а сама по себе - власть ради власти. Не деньги ради девиц, а сами по себе – деньги ради денег и т.д.

Высокоэффективные злодеи просты и неприметны. Арсен из второго сезона сериала "Каменская"
Высокоэффективные злодеи просты и неприметны. Арсен из второго сезона сериала "Каменская"

А то выглядит как-то странно. Какой-нибудь негативный персонаж, обладая возможностями, тратит их во имя целей, явно расположенных «ниже по лестнице». Вспоминайте «Невидимку» (2000) Пола Верховена. Это уже какие-то девиации. В итоге можно сказать, что неприметный сам по себе злодей много опаснее, чем «гангстер с понтами». Это и доктор Мабузе, и Арсен из второго сезона «Каменской»

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару