Наверное, нет такого руководителя и собственника бизнеса, который не хотел бы, чтобы:
♣️Суммы платежей по налогам и даты их оплаты были всегда предсказуемы и вписаны в общий платежный календарь по компании (а не возникали для него как гром среди ясного неба с пометкой "оплатить завтра"),
♣️Все операции учитывались в учёте, с одной стороны, без существенных рисков претензий к ним со стороны контролирующих органов, а с другой, позволяли максимально экономить на налоговых платежах.
Эдакий идеальный учётный мир). И, соответственно, идеален тот главбух, который может его создать)).
🤖Это невозможно, скажете Вы, и будете, минимум на половину, точно не правы. Поскольку минимум половину действий, необходимых для создания этого "идеального учетного мира" каждый главный бухгалтер делает на автомате, просто руководитель об этом не знает.
Вот рассудите сами.
🔸Разве Вы не думаете про себя, получив заключенный компанией договор на крупную сумму, что-то из серии, что "вот налогов разом в следующем квартале бахнется.. "?
Уверены, что большинство обязательно думает, но... про себя, никому об этом не говоря и ничего никому на этот счёт не предлагая.
🚫И затем, при наступлении того самого квартала, где "бахнулись" налоги втрое больше обычного, руководитель в панике в последний день ищет деньги на их уплату, и ненавидит в этот момент автоматически того, от кого пришла эта скверная новость - то есть бухгалтера, хотя бухгалтер то, естественно, тут ни при чём - не он же заключал этот договор с единовременным подписанием акта на гигантскую сумму...
🤔Хотя предложить рассмотреть вариант закрытия договора несколькими актами, чтобы гигантская сумма выручки распределилась в учёте хотя бы на два квартала вместо одного, конечно бы мог...
А, может быть, и наоборот: бухгалтер подумал, внёс в договор соответствующие правки, суммы выручки и налогов более равномерно распределились в учёте... Только вот никто, включая руководителя, об этом не узнал и не подумал, какой молодец бухгалтер))
И та, и та ситуация, согласитесь, как-то не очень для бухгалтера, который хочет быть эффективным.
Или же вот другой пример.
🔸Предположим, компания провела корпоративное мероприятие, в котором совместила, к примеру празднование 8 марта и обсуждение итогов года с выработкой стратегии развития бизнеса на будущий год. А, может быть, и позвала на него, помимо сотрудников, пару-тройку ключевых сотрудников фирм-партнёров.
Варианты действий бухгалтера при учёте данного мероприятия (а также подход к учету множества иных операций, где возможны варианты):
▪️Вариант 1. Все расходы на мероприятие списать за счет чистой прибыли компании. Не надо возиться с документами, да и вопросов налоговиков не будет.
▪️Вариант 2. Учесть часть расходов как представительские (были же партнеры из других фирм), часть расходов как прочие экономически обоснованные (была же деловая часть мероприятия в виде подведения итогов и обсуждения стратегии), и часть расходов отнести за счет чистой прибыли (ту, что чисто развлекательная). Соответственно, заморочиться с правильными документами подо всё это,потратив порядочно времени.
▪️Вариант 3. Все расходы учесть в уменьшение налога на прибыль, надеясь, что налоговики не заметят, а если заметят, то можно будет в тот момент заморочиться обоснованием и документами.
❓❓Какому варианту будет больше всего рад руководитель?
🚫Не спешите с ответом, потому что, на самом деле, он у каждого конкретного руководителя тут может быть свой! И, в зависимости, от позиции руководителя или собственника, правильным может для конкретной компании оказаться любой из трёх.
Задача эффективного бухгалтера во всех этих ситуациях сводится к тому, чтобы
🔹 ЗАРАНЕЕ ЗНАТЬ и иметь согласованный ранее, общий с руководителем, подход ко всем подобным и иным ситуациям,
🔹чтобы РУКОВОДИТЕЛЬ ЗНАЛ, что у него есть общий подход с бухгалтером по налоговому учету, и во всех ситуациях бухгалтер будет им руководствлваться, если дополнительно не было оговорено иное.
❗Именно выполнение этих двух условий в сумме делает бухгалтера эффективным, защищая его от ситуаций, в которых либо на него повесят всех собак, когда не найдут в срок неожиданно большой суммы на уплату налогов, либо его труды с тратой кучи времени на подготовку документов, позволяющих без рисков экономить на налогах, будут оставаться не замечены и не оценены.
❓❓Каким же инструментом бухгалтер может обеспечить себе такую работу, при которой все применяемые им подходы по налоговому планированию будут оговорены заранее и согласованы с позицией руководителя?
✅На наш взгляд, инструментом, позволяющим успешно решить эту задачу, является подготовка ПОЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГОВОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ В КОМПАНИИ.
В этом документе бухгалтеру следует изложить все свои подходы и действия, которые он применяет в работе, и которые влияют на величину налоговой нагрузки компании, согласовав впоследствии этот документ с руководителем для возможности использования его в качестве постоянного руководства.
⬆️Например, если вернуться к рассмотренным выше примерам, то по первой ситуации (где "бахалась" единовременно большая сумма выручки) в Положении могло быть зафиксировано, что если бухгалтер видит подобный договор (который предусматривает большую единомоментно полученную выручку) , и при этом видит возможность его скорректировать, без ущерба для бизнеса, таким образом, чтобы "баханья" выручки и большой суммы налога единомоментно не произошло, то он самостоятельно и без дополнительных обсуждений вносит в договор соответствующие правки, которые потом поддерживает при подписании договора руководитель.
⬆️По второй ситуации (где шла речь про корпоративное мероприятие) в Положении должен быть закреплен один из Вариантов подхода к учёта подобных и иных аналогичных мероприятий, наиболее соответствующий налоговой позиции компании, которая будет единой у руководителя и главного бухгалтера.
🔹Что еще целесообразно изложить в Положении по налоговому планированию?
✅Те действия, которые главный бухгалтер предпринимает "на автомате" и, поэтому, они часто никому не заметны, хотя, несомненно, приносят пользу компании и требуют времени.
Например, постоянный мониторинг новостей законодательства и судебной практики, который так или иначе осущесталяет на постоянной основе каждый бухгалтер. Или же проверку договоров на налоговые и учётные риски, на которую уходит не мало времени.
✅Подходы к формированию бюджета по налогам, если бухгалтер составляет таковой.
Бюджет по налогам может быть как вписан в общую систему бюджетирования компании (если таковая имеется), так и составляться отдельно, как самостоятельный план.
Какие данные, из каких источников и с какой периодичностью используется бухгалтерией для его составления - эту информацию и нужно отобразить в Положении.
Из всего вышерассмотренного, полагаем, что данное Положение, по праву, может считаться третьим ключевым инструментом эффективного главного бухгалтера, которое обязательно должно иметься в его арсенале.
ℹ️Если Вы хотите воспользоваться готовым Положением по налоговому планированию, подготовленным специалистами нашей компании, то его можно приобрести в Магазине Корпоративных Документов