Спросите любого иностранного меломана, знает ли он это имя, он наверняка ответит вам отрицательно. Но для России Глинка - это золотой стандарт национальной музыки и начало всех начал. В том числе, прекрасной традиции русского вальса.
В оркестровых вальсах Глинки «для сердца русского слилось» очень и очень многое. Это музыка, донёсшая до наших дней дух «чудных мгновений» пушкинской эпохи и блеск бальных залов Петербурга.
✔ Скерцо (Вальс-фантазия)
Это единственный минорный вальс Глинки. С него началась прекрасная традиция русского вальса, поэтому о нём поподробнее.
Не надо быть психологом, чтобы услышать в этой музыке Глинки бурный взлёт вдохновения и сердечной эйфории. И действительно, именно любовная искра зажгла «Вальс-фантазию».
«Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей…»
Так Глинка описал в своих воспоминаниях знакомство с двадцатилетней Екатериной Керн (дочерью Анна Керн – музы Пушкина).
В то время она была воспитательницей Смольного института благородных девиц. Зять Глинки, муж его сестры Марии – Дмитрий Стунеев, заведовал в этом учреждении хозяйственной частью и жил с семьёй в квартире при институте. По вечерам у них собиралось весёлое общество из друзей, а также классных дам и старших воспитанниц Смольного.
Глинка часто заглядывал в гости к сестре, чтобы отвлечься от тягот своего неудачного брака. На эти вечеринки иногда даже приглашался институтский оркестр, «а сытный ужин с приличными винами являлся всегда кстати для довершения вечера... Я охотно, от души певал на этих вечерах... усердно отличался в контрданцах и вальсах... " – вспоминал Глинка.
Неудивительно, что именно вальс стал первым музыкальном подарком Екатерине Керн.
Не всё протекало гладко в этом романе, учитывая, что Глинка был несвободен и долго пытался добиться развода. Через год Екатерина Керн уехала из Петербурга и их отношения перешли в эпистолярный формат, а потом и вовсе испортились. Спустя несколько лет она попросила вернуть ей её письма, и это стало последней точкой их романа.
Хотя "Вальс-фантазия" написан для Екатерины Керн, он посвящён не ей. Учитывая обстоятельства их романа, Глинка не стал компрометировать её публичным посвящением, и когда "Вальс" был опубликован, на титульном листе значилось имя Дмитрия Стунеева. Это был ход, понятный всем посвящённым: именно в доме Стунеева начался этот роман.
Спустя двадцать лет Глинка изменил посвящение. Екатерина Керн как раз в это время вышла замуж, их отношения осталась в прошлом, и всякие намёки на них, видимо, казались ему неуместными. Поэтому теперь он посвятил свой лучший вальс ближайшему другу Константину Булгакову.
«Вальс-фантазия» написан по образцу популярных в те годы концертных венских вальсов Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-отца. Это не один вальс, а искусно сплетённый венок вальсовых тем, карусель из изящных и разнообразных мелодических изобретений в стиле «élégant». Восемь разных мелодий, одна другой интереснее, вышиты на канве простого вальсового ритма - целая жизнь во всём её эмоциональном разнообразии.
Красота этой музыки совершенно неотразима. Поэтому «Вальс-фантазия» стал главным шлягером Глинки, везде и всюду он имел оглушительный успех.
Первоначально Глинка написал этот вальс для фортепиано. Но очень скоро появился и оркестровый вариант. Его сделал с согласия автора немецкий дирижёр Йозеф Герман - руководитель оркестра недавно открытого Павловского вокзала, куда публика ездила специально, чтобы послушать музыку с концертной эстрады на открытом воздухе. Это была обработка в традициях садово-парковой музыки с большим барабаном и тарелками. В таком виде это сочинение стало любимейшей музыкой русской публики. Сам Глинка стал называть свой вальс "Павловским".
Позже появилась новая, авторская оркестровая версия для концерта в Париже, где он тоже имел большой успех. Эту партитуру Глинка где-то потерял, и за год до смерти ему пришлось оркестровать вальс ещё раз - заново. В итоге получилось настоящее чудо прозрачного, пикантного, выразительного и очень красочного звучания.
✔Вальс из 2 действия оперы "Жизнь за царя"
Этот прекрасный "розовый" вальс танцуют поляки на балу у "начальника польского отряда" (так написано впартитуре). Здесь особый польский шик и увлекательный парад самых выразительных мелодий.
Никогда ещё враги отечества не рисовались в таких лучезарных тонах. Но это не потому, что прадед Глинки были польским шляхтичем, это такой продуманный драматургический расчёт, затсавляющий нас на некоторое время забыть о трагической интриге сюжета.
✔ Вальс из 3 действия оперы "Руслан и Людмила"
В 3 действии оперы Руслан с Ратмиром попадают в волшебные сады коварной злодейки Наины. Её задача - заставить богатырей забыть о цели своего похода, обо всём на свете вообще и о Людмиле в частности. Для этого она организует им феерический балет прекрасных дев.
Музыка этого вальса объяснит, почему у Руслана и Ратмира не было ни единого шанса устоять перед таким очарованием. Хорошо, что вмешался Финн, и разрушил волшебную магию женских и мелодических чар.
О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"