Найти в Дзене
культшпаргалка

Три лучших вальса Глинки

Оглавление

Спросите любого иностранного меломана, знает ли он это имя, он наверняка ответит вам отрицательно. Но для России Глинка - это золотой стандарт национальной музыки и начало всех начал. В том числе, прекрасной традиции русского вальса.

В оркестровых вальсах Глинки «для сердца русского слилось» очень и очень многое. Это музыка, донёсшая до наших дней дух «чудных мгновений» пушкинской эпохи и блеск бальных залов Петербурга.

✔ Скерцо (Вальс-фантазия)

Это единственный минорный вальс Глинки. С него началась прекрасная традиция русского вальса, поэтому о нём поподробнее.

Не надо быть психологом, чтобы услышать в этой музыке Глинки бурный взлёт вдохновения и сердечной эйфории. И действительно, именно любовная искра зажгла «Вальс-фантазию».

«Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице, ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство... все более и более меня привлекали... Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей…»

Так Глинка описал в своих воспоминаниях знакомство с двадцатилетней Екатериной Керн (дочерью Анна Керн – музы Пушкина).

Екатерина Керн. Портрет работы неизвестного художника.
Екатерина Керн. Портрет работы неизвестного художника.

В то время она была воспитательницей Смольного института благородных девиц. Зять Глинки, муж его сестры Марии – Дмитрий Стунеев, заведовал в этом учреждении хозяйственной частью и жил с семьёй в квартире при институте. По вечерам у них собиралось весёлое общество из друзей, а также классных дам и старших воспитанниц Смольного.

Глинка часто заглядывал в гости к сестре, чтобы отвлечься от тягот своего неудачного брака. На эти вечеринки иногда даже приглашался институтский оркестр, «а сытный ужин с приличными винами являлся всегда кстати для довершения вечера... Я охотно, от души певал на этих вечерах... усердно отличался в контрданцах и вальсах... " – вспоминал Глинка.

Неудивительно, что именно вальс стал первым музыкальном подарком Екатерине Керн.

Не всё протекало гладко в этом романе, учитывая, что Глинка был несвободен и долго пытался добиться развода. Через год Екатерина Керн уехала из Петербурга и их отношения перешли в эпистолярный формат, а потом и вовсе испортились. Спустя несколько лет она попросила вернуть ей её письма, и это стало последней точкой их романа.

Хотя "Вальс-фантазия" написан для Екатерины Керн, он посвящён не ей. Учитывая обстоятельства их романа, Глинка не стал компрометировать её публичным посвящением, и когда "Вальс" был опубликован, на титульном листе значилось имя Дмитрия Стунеева. Это был ход, понятный всем посвящённым: именно в доме Стунеева начался этот роман.
Спустя двадцать лет Глинка изменил посвящение. Екатерина Керн как раз в это время вышла замуж, их отношения осталась в прошлом, и всякие намёки на них, видимо, казались ему неуместными. Поэтому теперь он посвятил свой лучший вальс ближайшему другу Константину Булгакову.

«Вальс-фантазия» написан по образцу популярных в те годы концертных венских вальсов Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-отца. Это не один вальс, а искусно сплетённый венок вальсовых тем, карусель из изящных и разнообразных мелодических изобретений в стиле «élégant». Восемь разных мелодий, одна другой интереснее, вышиты на канве простого вальсового ритма - целая жизнь во всём её эмоциональном разнообразии.

Красота этой музыки совершенно неотразима. Поэтому «Вальс-фантазия» стал главным шлягером Глинки, везде и всюду он имел оглушительный успех.

Фрагмент неоконченного портрета М.И.Глинки работы Карла Брюллова (ок.1840 г.)
Фрагмент неоконченного портрета М.И.Глинки работы Карла Брюллова (ок.1840 г.)

Первоначально Глинка написал этот вальс для фортепиано. Но очень скоро появился и оркестровый вариант. Его сделал с согласия автора немецкий дирижёр Йозеф Герман - руководитель оркестра недавно открытого Павловского вокзала, куда публика ездила специально, чтобы послушать музыку с концертной эстрады на открытом воздухе. Это была обработка в традициях садово-парковой музыки с большим барабаном и тарелками. В таком виде это сочинение стало любимейшей музыкой русской публики. Сам Глинка стал называть свой вальс "Павловским".

Позже появилась новая, авторская оркестровая версия для концерта в Париже, где он тоже имел большой успех. Эту партитуру Глинка где-то потерял, и за год до смерти ему пришлось оркестровать вальс ещё раз - заново. В итоге получилось настоящее чудо прозрачного, пикантного, выразительного и очень красочного звучания.

✔Вальс из 2 действия оперы "Жизнь за царя"

Этот прекрасный "розовый" вальс танцуют поляки на балу у "начальника польского отряда" (так написано впартитуре). Здесь особый польский шик и увлекательный парад самых выразительных мелодий.

Никогда ещё враги отечества не рисовались в таких лучезарных тонах. Но это не потому, что прадед Глинки были польским шляхтичем, это такой продуманный драматургический расчёт, затсавляющий нас на некоторое время забыть о трагической интриге сюжета.

✔ Вальс из 3 действия оперы "Руслан и Людмила"

В 3 действии оперы Руслан с Ратмиром попадают в волшебные сады коварной злодейки Наины. Её задача - заставить богатырей забыть о цели своего похода, обо всём на свете вообще и о Людмиле в частности. Для этого она организует им феерический балет прекрасных дев.

Музыка этого вальса объяснит, почему у Руслана и Ратмира не было ни единого шанса устоять перед таким очарованием. Хорошо, что вмешался Финн, и разрушил волшебную магию женских и мелодических чар.

О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"

-4

Подписывайтесь на этот канал 👉здесь и СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!