Найти тему
Морская коллекция

Четыре адмирала Тихого океана.

Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,Не наносите яростных ударов,Замрите со склоненной головой При звуках имени его: Макаров.Его я славлю в час вражды слепой Сквозь грозный рев потопа и пожаров.В морской пучине, там где вал кипит,Защитник Порт-Артура ныне спит.( Исикава Такубоку, перевод В. Н. Марковой )

В русско-японской войне действующий флот Российской империи потерял четырех адмиралов. Сопоставимые потери у него были во время Крымской войны(трое,причем все на берегу).В Первой мировой это был только адмирал Эссен,которого унесла болезнь.

Японский флот потерь в адмиралах за всю войну не имел.Даже контр-адмирал Насиба ,находившийся на борту злополучного броненосца "Хацусе"был благополучно поднят на борт крейсера "Касаги".

Как то несправедливо получилось,удача опять играла явно не на нашей стороне.

Первой и самой тяжелой потерей для флота стала гибель вице-адмирала Степана Осиповича Макарова 31 марта (13 апреля) 1904 на борту подорвавшегося на мине эскадренного броненосца "Петропавловск". Вместе с ним погиб начальник штаба эскадры контр-адмирал Михаил Павлович Молас 2-й .

Гибель "Петропавловска"
Гибель "Петропавловска"
-3

Японская миниатюра, изображающая адмирала Макарова на палубе тонущего броненосца
Японская миниатюра, изображающая адмирала Макарова на палубе тонущего броненосца
-5
-6

Про С.О. Макарова (27 декабря 1848 (8 января 1849) — 31 марта (13 апреля) 1904) написано много,споров вокруг его имени еще больше.Очевидно одно- Макаров бесспорно внес очень большой вклад в создание оружия и технологии его использования( минное оружие, «макаровские бронебойные колпачки» , «макаровский пластырь» , ледокол «Ермак» ,реальное применение шестовых мин и торпед и т.д.),а также в теорию военно-морского искусства( "Рассуждения по вопросам морской тактики" ). В 48 стать вице-адмиралом - не каждому по силам.

-7

Идеи Макарова насчет "безбронных судов" с сильной артиллерией , конечно,не выдержали испытания временем и практикой,но ведь русский флот все равно не пошел по этому пути,так что и претензий предъявлять не за что.

Хотя... сейчас,например,бронированных кораблей не делают,в полном соответствии с понятием "идеальной боевой машины".

Макаров , по прибытии в Порт-Артур,дал эскадре то,чего ей не хватало-энергию и активность,которые позволили бы перехватить инициативу у японского флота.В принципе могло сработать-когда русские , изредка,действовали активно и дерзко ,у них все получалось.

Насколько Степан Осипович был еще и гениальным флотоводцем мы,увы,уже никогда не узнаем.Чудовищное стечение обстоятельств устранило неопределенность в программе утром 31 марта 1904 года. Опасно идти против рока,он сильнее.

Памятники русскому адмиралу стоят в Николаеве(на его родине),Смоленске,Кронштадте и Владивостоке),его имя было присвоено кораблям русского(броненосный крейсер) и советского флота(БПК). В настоящее время в составе Черноморского флота несет службу сторожевой корабль "Адмирал Макаров"(2017).

Даже противник отдавал Макарову должное,относясь к нему с нескрываемым уважением,что наглядно видно ,например,по японским гравюрам.

При жизни Макаров был отмечен орденом Святого Георгия IV класса, орденом Святого Владимира IV степени, орденом Святой Анны II степени, орденами Святого Станислава I и II степени и Золотым оружием «За храбрость».

Вместе с Макаровым на борту "Петропавловска" погиб и его начальник штаба- контр-адмирал Михаил Павлович Молас 2-й (20 сентября 1852 — 31 марта 1904) .

-9

В послужном списке Михаила Павловича командование броненосцем "Сисой Великий"(1898-1900),строящимся броненосцем "Орел"(1901-1903), должность флаг- капитана штаба Командующего эскадрой в Тихом океане (1897-1898),начальник отряда крейсеров в Порт-Артуре(с 1 января 1904). Прибывший в Порт-Артур Макаров взял Моласа к себе начальником штаба.Судя по всему как весьма неплохого штабиста.

Среди наград контр-адмирала орден Святого Владимира 4-й степени , орден Почётного легиона 3 степени , Командорский крест ордена Камбоджи и даже Орден Восходящего солнца 3-й степени. Молас,кстати,был католиком.

В 1909 году японский предприниматель приобрел права на корпус погибшего броненосца. Найти ценности ему не удалось,но в 1913 году русский консул в Дайрене сообщил об обнаружении в каютах , находившихся по левому борту кормовой части броненосца на средней и нижней палубах останков шести человек,один из которых по бумажнику был идентифицирован как контр-адмирал М.П.Молас. 24 июня 1913 года останки были захоронены на воинском кладбище в Порт-Артуре .

Утром 24 июня 1913 года в присутствии всех высших представителей японских властей состоялись заупокойная литургия и панихида, по окончании которой гробы были перенесены русскими офицерами на четыре траурных колесницы и покрыты андреевскими флагами. Еще на двух колесницах везли около 50 венков, возложенных на гробы русскими и японскими жителями Дайрена и Порт-Артура. Между прочими находились венки от японского морского министра, генерал-губернатора Квантунской области, правления Маньчжурской железной дороги, представителей всех японских ведомств и от команды стоявшего в те дни в Порт-Артуре японского крейсера. На всех венках были ленты с надписями: «доблестным русским морякам», «павшим героям» и т. п. Во время церемонии присутствовали английский, немецкий и французский консулы. Церковь была полна молящимися, среди которых много было японцев.

Современные совместные с китайской стороной исследования установили, что в настоящее время на месте гибели корпус броненосца отсутствует. Вероятнее всего он был скрытно утилизирован японцами в 1943 году.

-10

Тоже на борту броненосца,только "Цесаревича",в бою в Желтом море , погиб третий адмирал из этого списка- контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт (2 (14) октября 1847 — 28 июля (10 августа) 1904).За время службы он командовал крейсером II ранга «Наездник» , крейсером I ранга «Дмитрий Донской», строящимся броненосцем «Ослябя»(с 1898 ). Но основным для него стала служба в штабе наместника Алексеева.

Как ни странно,этот штабист, признававший за собой полное отсутствие флотоводческих талантов,оказался объективно самым эффективным и результативным русским адмиралом в этой несчастливой для нас войне.

Возглавив 22 апреля эскадру в качестве и.о.,до прибытия нового командующего,он,тем не менее записал на свой счет наиболее удачный для русского флота бой в Желтом море и два потерянных на русских минах японских броненосца. Случайное попадание 305 мм японского снаряда с броненосца "Асахи" в мостик "Цесаревича",которое унесло жизнь адмирала( от него была найдена только одна нога),в очередной раз вернуло ход событий в основную,крайне неудачную для нашего флота колею.

-11

Исполнительный служака,лютеранин, Витгефт заработал усидчивостью и аккуратностью орден Святой Анны 2-й степени , Святого Владимира 3-й и 4-й степени и даже медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» . За боевые заслуги награды ему обеспечило только участие в подавлении восстания боксеров 1900 года- орден Святого Станислава 1-й степени с мечами,японский орден Восходящего солнца 2-й степени , прусский орден Короны 2 степени со звездой и мечами .

Сын адмирала, Александр,служил на броненосце "Сисой Великий"и попал в плен во время Цусимского сражения.Второй сын,Владимир,на броненосцах "Победа" и "Пересвет" воевал в Порт-Артуре.В декабре 1904 года водил десантную роту с "Пересвета" в контратаки на форт№2,сам дважды ранен,а из 108 моряков роты 101 был убит и ранен.

Стратегией Витгефта в Порт-Артуре было затягивание времени-до прибытия командующего или Второй эскадры.Стратегия для осажденной базы заведомо проигрышная в той конфигурации.С другой стороны именно при и.о. проявил себя капитан Иванов на "Амуре",а корабли были приведены в боеспособное состояние и достойно выдержали бой в Желтом море. Но при этом вынужденный выход на прорыв настолько противоречил сущности Витгефта,что он все сражение безучастно просидел на мостике,пассивно ожидая развязки. Удачным развитием событий этот крайне осторожный человек не смог воспользоваться ни в "черный день японского флота" 15 мая 1904 года ни после первой фазы боя при Шантунге. Витгефт был явно не на своем месте и лучше других это понимал.

«Теперь уже покойный адмирал Вильгельм Карлович Витгефт был честнейшим и благонамереннейшим человеком, неутомимый работник, но, к сожалению, работа его всегда была бестолковой, и всегда все его распоряжения вели ко всякого рода недоразумениям и даже несчастиям. Прослужив уже много лет во флоте, адмирал Витгефт не был вовсе моряком, а тем более военным человеком. В детстве, как он сам рассказывал, отец предназначал его к миссионерской деятельности, и, пожалуй, к этому он был бы более способен, чем к морской службе, так как ему нельзя было отказать в обладании даром слова и пером. В морскую службу Витгефт попал как бы по недоразумению, и все прохождение им службы было каким-то сплошным недоразумением. Состоя уже несколько лет начальником штаба у адмирала Алексеева … Витгефт пользовался большим доверием адмирала Алексеева благодаря своему трудолюбию и неутомимости; но тот же адмирал Алексеев постоянно с ним спорил и сердился за его взгляды и суждения, а Витгефт был упрям и несговорчив, и эти-то два качества, я думаю, и были главною причиною его влияния на наместника. Среди личного состава флота адмирал Витгефт не пользовался симпатией. Напротив, к нему относились с недоверием и даже враждебно. Все знали, что только благодаря упрямству и недомыслию Витгефта не были своевременно предупреждены и отозваны наши стационеры в Корее и Шанхае, и мы с началом войны таким образом потеряли „Варяг“ и „Кореец“ и лишились участия в войне „Манджура“ (стационер в Шанхае), а также потеряли транспорт с боевыми и другими запасами („Манджурия“), шедший в Артур перед началом войны и забранный японским крейсером. Витгефт, упорно отрицая возможность объявления войны, ничего не сделал, чтобы своевременно отозвать стационеров и предупредить транспорт о политическом положении дел. Наконец, несчастная для нас атака японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января также отчасти может быть отнесена к вине адмирала Витгефта». (Н. О. фон Эссен ).

Четвертый русский адмирал, Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам (29 апреля (11 мая) 1846 — 11 (24) мая 1905) скончался от последствий инсульта перед Цусимским сражением на борту своего флагманского корабля-броненосца "Ослябя".Выходец из родовитого лифляндского дворянства,контр-адмирал фон Фёлькерзам вел 2-й броненосный отряд 2-й Тихоокеанской эскадры через Суэцкий канал.

-12

Отмечен орденами Святого Станислава I , II и III степени, орденами Святого Владимира III и IV степени , орденом Святой Анны I степени,японским орденом Восходящего солнца III степени , черногорским орденом Князя Даниила I II степени .

Также у него были одна серебряная и две золотых медали «За спасение погибавших» ,одну из которых он получил за спасение утопавшего за бортом матроса 2 апреля 1885 года на Нагасакском рейде (тогда он был старшим офицером "Владимира Мономаха").

Был командиром клипера "Джигит" и эскадренного броненосца «Император Николай I»,участвовал в миротворческой операции на Крите. Перед назначение во 2-ю Тихоокеанскую эскадру командовал Учебно-артиллерийским отрядом Балтфлота.

Назначением во вторую эскадру Фёлькерзам был обязан Макарову- "Господин контр-адмирал фон Фелькерзам несомненно входит в "пятерку" лучших адмиралов Императорского флота; тем более, что несомненный авторитет выдающегося сего офицера среди моряков поднимет дух флота!".Рожественский,со своим крайне сложным характером относился к своему младшему флагману по -разному-то в письме рекомендовал его как «умницу», но который «не подходит для самостоятельных действий» ,то в сердцах величает его «жирным мешком».

Сам Фёлькерзам считался среди матросов человеком добродушным ,без снобизма.Отряд он до рандеву довел практически идеально.Чего это ему стоило,видно по письму жене- "Положение дел решительно никуда не годно, по Государевой воле делаю ,что в моих силах,- только лишь и им предел настает" .

К вопросу о "курортности" перехода эскадры по южным морям. Кондиционеров тогда не было,перепады температур,жару,влажность приходилось переносить при постоянных бункеровках в неприспособленных местах. Тогда на погрузку выходили даже корабельные священники,ибо часто еще и время было ограничено. 3 апреля 1905 года,когда корабли стояли в Камрани, Фёлькерзам перенес инсульт.11 мая он скончался.

«На броненосце сломалась шлюпбалка» -таким сигналом оповестили Рожественского о кончине младшего флагмана.

Его смерть от эскадры сохранили в тайне,чтобы не ронять боевой дух. Тело адмирала поместили в холодильник броненосца "Ослябя" ,флаг младшего флагмана спускать не стали.Тело контр-адмирала ушло на дно пролива вместе с броненосцем в самом начале сражения.

Ситуация, конечно,полная самых мрачных смыслов.

Хотя род Фёлькерзамов столетиями честно служил России,один из дальних родственников адмирала ,из другой ветви древнего рода,вошел в историю с другой стороны, Адриан фон Фелькерзам стал вторым после Скорцени знаменитым нацистским диверсантом. На его счету,например,Майкопская операция 1942 года. В семье не без урода.

Вдова адмирала, Анна Дмитриевна Адамович, была убита петлюровцами во время гражданской войны.

-13

К моменту войны с Японией состояние адмиральского корпуса империи было незавидным. Боевые адмиралы начала эпохи брони уже вошли в пенсионный возраст,а ржавые социальные лифты эпохи ценза поднимали в основном паркетных карьеристов,редко хороших штабистов,и уж совсем чудом -самородков вроде Макарова.

Только порт-артурская и цусимская катастрофы смогли пробить карьерные заторы и адмиральские звания стали получать талантливые офицеры,проявившие себя в войне. Так из цусимцев получилось более 20 адмиралов.

Япония,напомню,за всю войну,несмотря на большее поголовье участвующих адмиралов,не потеряла ни одного.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.